Как работают рекламные продюсеры
Cергей Агеев, исполнительный продюсер по рекламе продакшена «Базелевс», рассказал о своей работе. Об ее особенностях, трудностях и о том, как бесконечно интересно снимать рекламу.
Сергей закончил экономический факультет Московского института стали и сплавов. С 1997 года начал работать в киноиндустрии, сначала в качестве сотрудника кастинг-агентства, а затем как ассистент продюсера кинокомпании «Юнион арт». Участвовал в создании фильмов «Брат-2» и «Апрель». С 2001 по 2007 год работал продюсером в рекламных агентствах TBWA Moscow и BBDO Moscow. В 2007 году перешел на работу в продакшен Focus Films в качестве генерального продюсера. С марта 2009 года — исполнительный продюсер по рекламе в «Базелевсе».
Работа
В чем заключается работа продюсера в продакшен-хаусе?
Задача продюсера — сделать реальностью фантазии агентского креатива. Для этой цели он нанимает различных специалистов — от режиссера и оператора до рабочих, которые в павильоне мебель носят. Организовывает производственный процесс — находит актеров, арендует места для съемок или организует постройку декорации в павильоне, арендует съемочную технику и т. д. Ну и делает все это в рамках выделенного ему бюджета.
Какова интенсивность работы? Сколько проектов в год?
Работы довольно много. Около 60 — 70 роликов в год, не считая фото и пост-продакшена. Мы справляемся.
Какими навыками должен обладать продюсер?
Решительность. Способность быстро анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Стрессоустойчивость, без этого никак нельзя.
Способность и желание учиться новому. Коммуникабельность, дипломатия. Умение успокаивать — иногда кажется, что работа продюсера временами напоминает работу психоаналитика, когда надо успокить излишне разнервничавшегося режиссера или клиента: успокойтесь, вы в руках профессионалов, все будет хорошо. Ну и считать, конечно, тоже надо уметь.
Есть ли будущее у продюсера из продакшена? Куда можно двигаться дальше?
Тот опыт, который приобретает продюсер в рекламном продакшене, настолько разнообразен, что областей, где его потом можно применить, великое множество. Работа рекламного продюсера вообще этим и удивительна. Проект длится месяц—два, и за это время ты погружаешься в него с головой, и каждый раз это свой особенный мир, своя уникальная задача, ты посещаешь места, которые в обычной жизни тебе даже не пришло бы в голову посетить, знакомишься с разными людьми. Короче, видишь жизнь во всем ее многообразии. Что касается того, куда дальше двигаться… Ну например в кино. У нас в компании существует практика обмена специалистами между рекламным и кинодепартаментами. Катя Маракулина, проработавшая на рекламе у нас более 8 лет, в прошлом году стала одним из исполнительных продюсеров фильма «Черная молния». Сейчас Карина Синенко, тоже бывший рекламный продюсер, снимает новый фильм нашей студии — «Выкрутасы». Но есть и другие ситуации — продюсер Леша Борисов, ушедший пару лет назад в производство телесериалов, в настоящий момент вернулся обратно и снова работает у нас на рекламе.
Где лучше: в агентстве или в продакшене?
Это немного разные профессии. Главная задача агентского продюсера — найти режиссера, который сможет в наилучшей степени реализовать сценарий креатива, и продакшн, который сможет сделать это все за приемлемые деньги. После того как выбор сделан, функции агентского продюсера, если все идет по плану, по большей части сводятся к наблюдению за тем, что все хорошо, договоренности соблюдаются, креатив доволен и т.д.
Поэтому где лучше — надо решать самому. Зависит от того, чего ты хочешь достичь в дальнейшем. Я знаю агентского продюсера, который стал впоследствии неплохим режиссером.
Куда идти учиться или получать опыт, чтобы работать продюсером?
С этим в России пока сложно. В принципе, продюсеров обучают во ВГИКе, но другой вопрос — кто их обучает. Индустрия коммерческого кино и рекламы у нас появилась не то что бы очень давно, и те люди, которые что-то знают и умеют, пока еще активно в ней работают. Должно пройти еще лет 5-10, наверное, чтобы нашлись люди, у которых было бы достаточно знания, желания и свободного времени, чтобы передать эти знания молодым, за, так скажем, зарплату преподавателя института. Если есть желание получить хорошее професиональное образование в этой области, езжайте за границу — Лос-Анджелес, Лондон, Нью-Йорк.
Мы в Базелевсе время от времени проводим семинары и лекции по различным аспектам профессии. Вот недавно был семинар по скрипт-супервайзингу, еще мы организовывали небольшие курсы продюсеров год назад. Думаем, в ближайшем будущем повторим нечто подобное.
Какие самые конфликтные ситуации или нервные моменты в работе продюсера?
Подавляющее большинство рекламных проектов очень сильно лимитировано по времени. Задача стоит не только сделать хорошую работу, но и сдать ее в срок, потому что на дату выхода ролика подвязано уже медиаразмещение, а это миллионы долларов. И срок этот очень редко бывает большим, обычно мы работаем так, что практически нет права на ошибку. Ошибка, задержка на любом, самом мельчайшем этапе может привести к сдвигу всего тайминга производства. Нервные моменты могут родиться просто из ничего.
Что от тебя зависит на съемочной площадке?
Ну вообще-то всё, то есть при желании продюсер может остановить съемку в любой момент, потому что всю съемочную группу он непосредственно и нанял, но другое дело, что на самой съемке роль и участие продюсера крайне малы. Главные действующие лица — это режиссер и его первый помошник, второй режиссер. Если все идет так, как и было запланировано, продюсер может просидеть незаметно весь съемочный день и включиться только, если возникнут какие-то непредвиденные осложнения и потребуется немедленное решение.
Какой самый интересный проект у тебя был?
Сложно что-либо одно выделить, много всего было. Самый интересный, наверное, еще впереди.
Режиссеры
С какими режиссерами ты работал, и какой из них тебе больше всего запомнился?
Работал со многими. Пару месяцев назад к нам приезжал Bruno Avellian, и это было очень круто. Он снимал со своим продакшеном несколько роликов для одного российского клиента и нанял нас, чтобы мы ему организовали съемки в Сочи.
Наши ребята, которые ездили с ним в Сочи, когда вернулись — у них глаза светились. Режиссер, который способен зажечь команду, способный внушить, что ты делаешь в настоящий момент историю, это прекрасно, это то, ради чего стоит жить, даже если ты делаешь рекламу какой-то жвачки, это очень важно. Может даже получится потом не так уж и хорошо, как ты ожидал, но когда ты участвуешь в этом, ты отдаешься работе на 100%, ты отдаешь всего себя. Это особое умение режиссера, оно есть не у всех, но оно есть у всех больших мастеров. Я видел нечто подобное, когда еще работал агентским продюсером в BBDO и так получилось, что мы выписали голливудского режиссера — Фрэнка Корачи, парня, который снимал «80 дней вокруг света» с Джеки Чаном, снимать нам рекламу Орбита. Приехал маленький смешной толстый итальянец и так зажег своим энтузиазмом группу, что все выкладывались, как будто они снимают «Войну и мир» — от светиков до гримеров.
С Тимуром пока не довелось поработать. Когда я перешел в Базелевс, он уже отошел от рекламы и в большей степени сосредоточился на кино. Но говорит «будет хороший сценарий — зовите».
Часто ли дружите с режиссерами после съемок? Или это чисто профессиональные отношения?
Общаемся конечно. Такие иногда события приходится вместе пережить, через такое пройти, что уже не то, что друзья — братья по оружию.
Есть ли разница в работе с нашими режиссерами и западными?
Все режиссеры разные. Каких-то глобальных обобщений по национальным признакам я бы не делал.
Индустрия
Развивается ли продакшен-индустрия в России? Если да, то в какую сторону? Если нет, то почему?
Мне кажется все развивается в правильную сторону.
Профессионализм растет, бюджеты после кризиса вроде тоже стали показывать динамику к увеличению, появляется все больше интересных сценариев. Появляются новые лица в индустрии. Мы постепенно интегрируемся в международное сообщество. Иностранцы не боятся ехать снимать в Россию, даже самые именитые. Российская реклама воспринимается иностранными сервис-компаниями уже как серьезный источник бизнеса. Российские специалисты снова начинают котироваться на Западе, я говорю не столько про Тимура Бекмамбетова, это отдельная история, сколько, например, про Рому Васьянова, который недавно снимал как оператор для Ridley Scott Association.
Да, есть сложности, но я думаю, это все временно, это все болезни роста. Сейчас чудовищно не хватает профессионалов, что особенно стало заметно сейчас, на выходе из кризиса. В запуске много фильмов, телесериалов, стали больше снимать рекламы, и квалифицированных художников, операторов, стилистов просто физически не хватает.
Но молодежь стремится в кинопроизводство, я вижу это, по крайней мере, по количеству резюме, которое приходит к нам ежедневно.
Почему Базелевс считается одним из лучших на рынке продакшенов? Почему нужно идти работать именно к вам?
Изначально компания была основана двумя режиссерами — Тимуром Бекмамбетовым и Лео Габриадзе. И одна из причин, почему они это сделали — они оба были не совсем удовлетворены качеством продакшена, когда они снимали как приглашенные режиссеры с другими студиями. Они хотели в большей степени контролировать качество финального продукта. И я могу сказать, что и Лео, и Тимур крайне требовательны как режиссеры и не терпят компромиссов. Поэтому идеология компании была выстроена на то, чтобы снимать хорошие ролики, как бы банально это ни звучало.
И я могу сказать, что, на мой взгляд, пока у нас это получается, и рил Базелевса на сегодняшний день — один из лучших в российской индустрии.
Как часто к вам приходят новые люди, и как часто вы берете их в команду?
Мы очень внимательно подходим к подбору сотрудников. Собственно, люди — это самое главное, что есть в продакшене — ни оборудование какое-то специальное, ни связи, ни репутация. Самый успешный продакшн может развалиться достаточно быстро, если там вдруг начнут работать неподходящие люди, и примеров этому великое множество.
Мы стараемся брать молодых людей — на ассистентские позиции, всему их учить и дальше уже смотреть, что из них получается, куда они пойдут дальше — в продюсеры, во вторые режиссеры, в постпродакшн. Работы у нас много и интересной, разнообразной работы, поэтому учатся они быстро, и, самое главное, есть люди, которые могут научить.
Я сейчас очень доволен командой, которая сложилась в Базелевсе. Есть и «старички» — те, кто работал еще на Дозорах с Тимуром, а есть и молодые продюсеры, кто делал проекты умопомрачительной сложности и за 3 года превратились в матерых профессионалов.
Не могу сказать, что мы берем новых людей часто. В рекламу, по крайней мере. Но в кино, например, недавно был гигантский набор новых людей.
Агентства
Насколько профессиональны российские агентства в работе с продакшенами? И наоборот.
Профессионализм приходит с опытом. Чем больше съемочного опыта у агентства и у конкретного агентского продюсера или аккаунта, тем проще нам понять друг друга. Ну и Базелевсу жаловаться не на что, нам как-то пока везло — и с агентствами, и с профессионализмом.
Много ли зависит от агентского сценария?
Абсолютно все зависит от сценария. Можно испортить хороший сценарий реализацией. По миллиону причин — слабый или неподходящий режиссер, клиентские комментарии, недостаточный бюджет, слабый продакшн и т д. Но сделать хороший ролик на базе слабого сценария — такое случается крайне редко.
Сколько в среднем уходит времени на воплощение проекта?
Если это съемочный проект, то примерно 4-6 недель. Если сложная подготовка или много компьютерной графики, то дольше. Но бывают разные ситуации, конечно — клиенту надо срочно ставить ролик в эфир, поздно утвердили скрипт и приходится все делать быстро. И это зачастую не идет на пользу. Потому что, например, чтобы выбрать актера или найти подходящий локейшн, нужно время, и если на это всего пара дней, то приходится выбирать из того, что есть, а это может привести к недостаточной проработке и компромиссам.
Почему многие российские агентства предпочитают работать с западными режиссерами (и почти никогда с восточными)?
Ответ на самом деле лежит на поверхности. Режиссера выбирают по шоурилу. Режиссеры, работающие в Европе и Америке, зачастую имеют дело с более интересными сценариями и с большими бюджетами. У нас же многие интересные сценарии зарубаются клиентами в пользу, так скажем, более пресных и более безопасных вариантов. Хотя есть исключения, и есть тенденция, что подобных исключений становится все больше и больше.
Другой аспект проблемы в том, что российских режиссеров не так много на самом деле. Опытных режиссеров с большим шоурилом. Примерно 20 человек. А работы гигантское количество — это и российский рынок, и рынок Украины, Казахстана, где тоже очень востребованы российские режиссеры. И, соответственно, часто они перегружены работой. То есть он занят у тебя на проекте и помимо этого участвует еще в 5-6 тендерах и ведет пост по предыдущему ролику, а может еще и занимается параллельно каким-то своим кино- или теле-проектом. И я могу понять агентства, которые недовольны тем, что им уделяется не так много времени, как следовало бы. Но это все часть главной проблемы нашего бизнеса — болезнь роста. Рынок кино-, теле- и рекламного производства активно растет и развивается, и просто не хватает специалистов. Отсюда все проблемы — и непрофессионалы, и неопытная молодежь в индустрии, просто потому что некому работать, и перегруженность, и, как следствие, недостаточная вовлеченность профессионалов.
Возвращаясь к режиссерам — агентствам спокойнее взять на ролик иностранца. Во-первых, все тот же шоурил, во-вторых, вот иностранец приедет, и он полностью принадлежит тебе эти 10-11 дней, занимается только твоим проектом, полностью вовлечен. Это, конечно, очень удобно.
Что касается восточных режиссеров… Посмотрите азиатскую рекламу и получите ответ на свой вопрос. И еще массу фана.
Хотя я например знаю режиссера из Малайзии, который активно снимает для России. Сделал уже несколько роликов Баунти, и все им очень довольны.
Многих интересует вопрос: вот снят ролик с западным режиссером и не очень понятно по результату, какую роль сыграл его опыт в съемках? То есть почему агентство и продакшен не пригласили к работе над роликом российского режиссера, ведь результат был бы такой же?
Второй по популярности вопрос, первый обычно «зачем вы это поехали снимать в Африку (Южную Америку, Штаты, Азию…), неужели нельзя было у нас это все снять?» Начинаешь как дурак объяснять «ну понимаете, была зима…»
По результату вообще обычно сложно понять, кто какую роль сыграл. Это самая главная опасность — выбор режиссера только по шоурилу. Мне рассказывали историю про режиссера с фантастическим шоурилом, но он ездил на съемки только со своим монтажером. И если по каким-то причинам монтажер приехать не мог, а агент режиссера умалчивал об этой его особенности, то ролик мог не получиться вовсе.
Вот «почему агентство не пригласило российского режиссера» — это другой вопрос. Когда мне присылают тендер на ролик, то часто сразу пишут «хотим иностранца». Но почему так, я уже ответил выше. Я думаю, пройдет время, подрастет плеяда молодых российских режиссеров, и все более менее нормализуется. Сейчас просто очередной перекос, кризис кончается, запускается много новых кинопроектов, и условно пять из этих двадцати российских рекламных режиссеров уже заняты на кино. На нашего эксклюзивного режиссера Лео Габриадзе мне присылают запросы каждую неделю, но он занят работой над своим фильмом.
Мечты
Над каким проектом ты мечтал бы поработать?
Столько всего хочется сделать. И кино, и мультфильмы, и online-игры. В каком-то не самом отдаленном будущем мечтаю снять фантастический фильм, чтобы космические корабли летали, другие планеты, ну то есть с бюджетом ?
Интервью было взято в июне 2010.
Источник: itwillbegoodday.wordpress.com
Автор статьи: StartWrite