Обзор новелл законодательства о рекламе
Лето 2012 года подарило нам немало событий, особенно на правовом поле. Государственная Дума не лишила себя возможности обогатить новостные сводки информацией, приняв за лето несколько законов. Последние в основном направлены на закрепление ограничений в СМИ, в том числе и в рекламе.
Изменения в сфере рекламы алкогольной продукции
1) Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данный запрет установлен в отношении любой алкогольной продукции (включая пиво) — как с содержанием этилового спирта до пяти процентов объёма готовой продукции, так и с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции.
В связи с этим возникает проблема- отсутствует легальное понятие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В данное понятие будут подпадать, видимо, только сайты, зарегистрированные в доменах .рф, .ru, .su, и сайты, предназначенные для потребителей в России. Остальных администраторов данная проблема не затронет.
2) Теперь с лета 2012 года запрещены промо-акции, мероприятия, кампании, связанные с продвижением алкогольной продукции.
Вместе с тем, приведенная норма допускает рекламу таких стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция.
3) Введены ограничения мест размещения рекламы алкоголя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. До 31.12.2012 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции разрешается в печатных изданиях.
С 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объёма готовой продукции допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Соответственно, с 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов может размещаться в печатных изданиях только в том случае, если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Реклама не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, такси), снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением предприятий общепита внутри этих зданий.
Изменения, направленные на защиту несовершеннолетних
1) Реклама не может содержать порнографические элементы. Любые «откровенные» изображения отныне запрещены.
Понятие информации порнографического характера содержится в статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», под которой понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения, либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
2) Реклама запрещается в учебниках, учебных пособиях, иной учебной литературе, а также школьных тетрадях и дневниках.
Данная редакция несущественно отличается от прежней редакции указанной части. Расширяется перечень печатных изданий, предназначенных для обучения, в которых запрещается размещение рекламы. В данный перечень включаются не только учебники, но и учебные пособия и литература, предназначенные для различных уровней общего образования.
3) Вводится классификация информационной продукции по пяти категориям:
- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+);
- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+);
- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+);
- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+);
- информационная продукция, запрещённая для детей (18+).
Каждая категория информационной продукции может обозначаться соответствующим знаком и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Реклама иных товаров и услуг не будет обозначаться соответствующими знаками.
В дальнейшем законодательство о рекламе будет меняться в сторону ужесточения требований к рекламе и размера административной ответственности субъектов рекламной деятельности.
Автор статьи: Дмитрий Золотов