У нас в гостях побывал Владислав Романов — известный сценарист, продюсер, руководитель сценарной мастерской ВГИКа и заведующий кафедрой Института Масс-Медиа МГУКИ.
Владислав Иванович, расскажите, как вы пришли в кино?
Изначально я просто хотел писать — стихи, рассказы. Это стремление привело меня сначала на факультет театральной режиссуры. Однако со временем я понял, что режиссура меня не увлекает, и решил совершенствоваться в другой творческой сфере. Я пришел к осознанию, что для начинающего писателя важна среда единомышленников. Это ускоряет процесс обучения и творчества.
На каком-то этапе нужно проверить себя — одно дело хотеть писать и писать, и совсем другое — чтобы профессия выбрала тебя. Научить писать невозможно, даже самые маститые учителя могут лишь направить. Я отправил свои работы во ВГИК, потому что всегда любил кино.
Сначала я не собирался писать для кино. Сценарий — это вещь, которую ты отдаешь режиссеру, и он адаптирует её по-своему. В прозе же ты контролируешь всё сам.
С высоты вашего опыта, что важнее — образование или талант? Или нужно и то, и другое?
Безусловно, и то, и другое. Я преподаю во ВГИКе с 1987 года и выпустил уже не одну мастерскую. Талантливые студенты часто не обладают необходимыми производственными навыками. Во время обучения на сценарном факультете я много работал с режиссерами и операторами, что дало мне бесценный опыт.
Как приходит идея истории? Вы сразу видите всю историю или лишь её часть?
Вся история сразу не приходит. Идея может возникнуть из любого импульса — детали, эмоции, желания рассказать о человеке или характере. Я люблю исторические романы и фильмы. Мои работы, такие как «Дело гастронома №1» или фильм «Прощайте, доктор Чехов», основаны на истории.
С чего начинается работа над сценарием?
Работа начинается с синопсиса, затем идет поэпизодник, хотя я редко пишу его, но синопсис обязателен. Если синопсис принят, я сразу приступаю к написанию сценария.
Есть ли профессиональные секреты в написании сценариев?
Конечно. Сценаристы должны уметь создавать характеры. Без них сценарий будет плоским и картонным. Я всегда говорю студентам: как только есть мощные характеры, история оживает.
Работа над сценарием в команде: легче или сложнее?
Работать в команде интересно, если рядом есть талантливые люди. Конфликтующие точки зрения могут подстегнуть творческий процесс, но для длительной работы нужен единомышленник.
Вы не только писали сценарий для фильма «Маэстро Вор», но и выступили продюсером. Что побудило вас к этому?
Фильм был сделан на частные деньги, и инвестор предложил мне сделать фильм самому. Это был тяжелый, но ценный опыт. Работа продюсера включает организацию, работу с актерами и множество других аспектов.
Насколько важно присутствие сценариста на съемочной площадке?
Это зависит от режиссера. Некоторые работают автономно, другие требуют постоянного участия сценариста. В любом случае, это полезно для сценариста — участвовать в процессе.
Какие советы вы можете дать начинающим сценаристам?
Сценаристу нужен режиссер и продюсер, и конечно, опыт. Сценарист рождается после 40, потому что ему нужен жизненный опыт, чтобы создавать сильные истории.
Работа, опыт и образование — ключевые составляющие. Я начинаю работать в 9:30 и заканчиваю поздно вечером. Работать надо каждый день, чтобы добиться успеха. Писательство требует огромных усилий, как говорил Юрий Тынянов, это как ходить в свинцовых сапогах по дну.