Встречают по одёжке
Дух студенчества живет во всем университете. Он чем-то напоминает корпоративный, но более динамичный живой и экспрессивный. Направить это студенческое цунами в нужное для вуза русло — одна из важнейших задач. Помочь в этом может символика, объединяющая все потоки в один.
фото: www.erit.am
Фирменный стиль университета — понятие довольно далекое от российской действительности. Очень немногие вузы могут похвастаться наличием брендбука (СПбГУ), да и грамотным использованием обычных логотипов. Запад, как это издавна принято считать в России, живет совсем по-другому. Там логотипы, гербы вплетаются в студенческую жизнь, преобразуются в символы клубов, спортивных команд.
Каждый вуз по-своему уникален и старается отразить это в своем логотипе. Некоторые из них имеют вековую историю, а некоторые появились относительно недавно. Тем не менее, если рассматривать лучшие вузы мира, можно с уверенностью заявить, что о своем лице (логотипе) они позаботились. Выделим три типа логотипов:
- графическое изображение;
- шрифтовое наименование;
- комбинированный.
Такое деление относительно условно и строится на наиболее частом формате использования логотипа. Тем не менее, оно помогает отразить значимые составляющие.
Графическое изображение
Массачусетский технологический институт. Один из лучших технических вузов мира может похвастаться по-настоящему современным логотипом. Три заветные буквы MIT выполненные из простых геометрических фигур, что может быть проще и лучше?
Такая форма дает множество возможностей использования. Прежде всего, логотип живет своей жизнью и каждый день «одевается» по-новому. Загляните на сайт несколько дней подряд и увидите то зелено-красный, то бело-голубой, то желто-серый дизайн. Есть и постоянные цвета — бордовый и серый. Они, кстати говоря, напоминают о талисмане MITшников — бобре. В то же время прямоугольники дают ассоциации с книгами — одним из ключевых символов образования.
Наверное, самым большим преимуществом этого логотипа является широкий спектр возможностей использования. На столь любимых зеленых газонах можно вырастить живой логотип из кустарников. Архитекторы могут использовать его как план для постройки студенческих кампусов или в качестве макетов конструкций.
Использование в графическом дизайне почти безгранично. Эта форма легко адаптируется к любой графике, и ее будет несложно наносить на различные предметы, даже без привлечения профессионалов.
Шрифтовое наименование
Все чаще можно увидеть логотипы, состоящие только из названия организации/продукта, что напрямую связано с повышением грамотности. Не могло это не отразиться и на учебных заведениях.
Имперский колледж Лондона относится как раз к таким. Сине-голубой логотип вызывает чувство надежности и доверия. В то же время подсознательно навевает мысли о власти и управлении. Цветовое решение тут неизменно, чувствуется консерватизм Британской Империи. Тем не менее, отдавая дань последним тенденциям, в логотипе используется гротескный шрифт, столь популярный на просторах сети.
К сожалению, отсутствует какая-либо изюминка, характерная для коммерческих организаций, таких как Fedex, Families, Big Ten Conference.
Дорисовав «ll» в слове College до Big Ben, символа Лондона, или до Queen’s Tower, являющейся одним из зданий учебного заведения, можно добиться уникальности логотипа, повысить его значимость и интерес окружающих.
Комбинированный
Это классика. Именно такие форматы используют Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Принстон, и дают возможность показать свой старинный геральдический щит и историческую принадлежность.
Наиболее ярким их них является Принстонский университет. Черно-оранжевая комбинация — сильнейшее сигнальное цветовое решение. Оно же принадлежат их талисману — тигру.
Первая часть — английский геральдический щит. На нем изображена раскрытая библия с надписью на латыни «Ветхий и Новый Завет». Такое изображение типично для многих западных университетов и различается формой щита и надписью. Это связано с исторической близостью церкви к учебным заведениям.
Черная тинктура означает мудрость и постоянство в испытаниях. В сочетании с английским щитом, она приобретает форму короны, символа власти. Стрелка вверх отражает возвышение человека на пути просвещения, его приближение к высшему духовному знанию, изображенному в виде библии.
Расположенный на гербе университета девиз «Под Божьей властью процветает» («Dei sub numine viget») усиливает значение геральдического щита.
Вторая часть — наименование Princeton University. Оно выполнено шрифтом с засечками Monticello, что подчеркивает классическую направленность университета, его богатую историю. Данный шрифт хорошо гармонирует с архитектурой сооружений, выполненной в неоготическом стиле. Использование классического и жирного начертания гармонирует с геральдическим шрифтом и уравновешивает между собой обе составляющие.
Сравнение логотипов
Стоит отметить, что каждый из них имеет свои недостатки. Так комбинированный тип может быть перегружен элементами. Воспроизвести его полностью сложнее. Текстовые логотипы часто довольно скучны, неинформативны, а графические, наоборот, могут вызывать слишком много ассоциаций, не всегда подходящих.
Учебные заведения мира следуют основным тенденциям дизайна, становятся более динамичными, студенческими. При этом они стараются сохранить свою историю, адаптируя ее вид под новое поколение. Все это объединяет молодежь, усиливает студенческий дух и в итоге работает на сами вузы, привлекая в свои стены все больше активных и прогрессивных людей.
Автор статьи: Алексей Сидоров