СтереоТипичный Студент
Читать январский «СТАРТWrite», дорогой друг, должно быть вдвойне приятно. Ведь номер написан для тебя и о тебе. Например, из следующей статьи ты узнаешь, каковы особые приметы студента, заглянешь в душу и черепную коробку жертвы высшего образования и увидишь, как нужно применять эти сведения в «хозяйстве». А самых стойких ожидает бонус в качестве шоколада, который приносит удачу на экзамене.
С приходом сессии спектр интересов и нужд студента значительно расширяется. Но, прежде всего, мы являемся потребителями образовательных услуг. Стремление к знаниям нас всех объединяет и позволяет составить психологический «фоторобот» среднестатистического студента. Это необходимо, в каком бы ключе ни рассматривалось студенчество: как целевая аудитория или как рекламный образ. Итак, приступим к изучению «рабочего материала».
Содержание
Ходячий оксюморон
Начнем с отпечатка юности на психике. Особенности восприятия и усвоения информации неразрывно связаны с качеством и количеством жизненного опыта. Смена социосреды трансформирует взгляды вчерашнего школяра на межличностные отношения и процесс коммуникации в целом. Проживание в общежитии здесь нередко служит отягчающим обстоятельством.
Но самовоспитываться сообща бывает даже веселее. Собственная противоречивость — пожалуй, единственный омрачающий жизнь студента фактор. А в остальном — природа наградила молодежь довольно щедро: развитым воображением, устойчивым вниманием, максимальными познавательными способностями, большой вместимостью «оперативки». Словом, живи и радуйся, учись и развивайся!
Мне дают знания, а я хочу есть!
От данностей, переходим к признакам, приобретенным в силу обстоятельств. Кто на свете всех беднее, всех голодней и бледнее? Кто умело жонглирует учебой, работой, личной жизнью, досугом? Не стану смешить тебя очевидностью ответа. Это ради него придумали Red Bull и Burn, чтобы он никогда не спал и все успевал.
Это ему Holiday Tours предлагает путешествия по демократичным ценам, сочувствуя скудности его кармана. И пусть он сейчас по сусекам наскребает на свой первый Volkswagen Polo Student Car, у него есть самое главное — будущее. Только бы студенческий образ жизни не аукнулся. Хронический недосып, недоедание, секс, наркотики и рок-н-ролл в конце концов. А может все это мифы, и на самом деле мы не такие, какими нас удобно видеть социуму.
Стереотипы во многом упраздняют коллективное сознание, оказывая тем самым большую услугу рекламистам. Неуспевающий подготовиться к экзамену студент, общественник, которому зачеты ставят за добрые дела, ботаник или серая зубрилка — готовые лекала для нашего стереотипного воображения. Используя шаблонность мышления, креаторы заключают огромные объемы информации в простые и понятные всем образы.
Кстати…
Впервые зарабатывать на студенчестве еще сто лет назад пришло в голову карикатуристу В.Ф. Кадулину. В 1911-1915 годах художник выпустил около двухсот открыток с сатирическими изображениями будущих отраслевых специалистов.
Хирург, самоотверженно тренирующийся в искусстве наложения швов, замкнутый на все «засовы» одежды юрист, пожелтевший от расчетов математик — наглядный пример того, как профпринадлежность проявляется в облике и поведении человека. Если это не очередной стереотип, конечно. Как бы там ни было, рисование карикатуры помогло Кадулину не умереть с голоду в студенческие годы. Respect тебе, коллективное мировосприятие.
Ботаники против Дэвида Бэкхэма
Коль речь зашла о признании и почитании, не лишним будет выяснить, чье мнение уважает молодежь. Подобной целью задались и европейские маркетологи. Студентам британских и швейцарских вузов был предложен один и тот же товар, рекламируемый студентом и селебрити. 56% опрошенных доверились выбору сверстника, и только 20% — последовали за звездой. Объясняется все очень просто: студент подвержен большему влиянию со стороны «себеподобных», потому что желает произвести на них впечатление и получить социальное одобрение.
О том, что простой смертный способен дать фору любой рок-звезде, агентство Actis Wunderman вспомнило, когда разрабатывало концепцию для Microsoft. Как следствие, прошлой осенью купить компьютер, дизайнерскую мышь или набор приложений нам рекомендовали «ботаники». Действительно, зачем самому изучать IT-рынок, если за тебя это уже сделал некий «харизматичный умник», на котором все обычно «ездят». И потом, разве тот, кто собственноручно пишет программы и создает социальные сети, плохое посоветует?
Я masculan такую зиму!
Одни создают цифровое будущее, другие — просто будущее. А чтобы оно не оказалось неожиданностью, существует Masculan. Производитель презервативов проявляет особую заботу в отношении студентов. Например, прошлой осенью в Санкт-Петербурге вблизи учебных корпусов СПбГУ были установлены билборды, призывающие «учиться, учиться и еще раз учиться», ну и любить друг друга в свободное от учебы время.
В декабре 2012 года компания затронула еще и климатическую проблему России. Все эмоции по этому поводу рекламисты Great выразили от лица студенчества в слогане «Я masculan такую зиму!» Коммуникаторы в прямом смысле слова нашли общий язык со своей целевой аудиторией. Вопрос в том, что они скажут работникам ФАС.
Летающий студент
Если бы в «Законе о рекламе» существовала статья «О жестоком обращении со студентами», креативная команда Mother London едва ли избежала б наказания. В мае 2012 года они выбросили из самолета живого студента! Правда, к нему прилагались парашют, трендовый гаджет и топ-модель. Да и цель была весьма благородной: демонстрация уникальных свойств камеры в новом НТС One.
Начинающий фотограф Ник Джохола снимал с помощью смартфона настоящее фэшн-шоу, устроенное прямо в небе над Аризонской пустыней. А неделю спустя в Великобритании стартовала рекламная кампания с использованием отснятых материалов. Как говориться, на рекламе не экономят.
От рекламного носителя до талисмана
Однако некоторые успешно пренебрегают этим правилом. Пару лет назад компания Adude решила размещать рекламу на тетрадях и раздавать их бесплатно в американских университетах. И правильно сделала, ведь у инновационного носителя столько преимуществ:
- идеальный таргетинг;
- минимальные затраты на производство (с использованием вторсырья), а значит, доступные цены на размещение,
- длительность контакта с адресатом (за бесконечную пару объявление прочитают десятки раз),
- вторичная целевая аудитория (почти вирусное распространение лекций среди «нуждающихся»).
Ну а там, где чужие конспекты бессильны, остается надеяться только на талисман. Поэтому японцы всегда берут с собой на экзамен Kit Kat. Эту, и без того в доску студенческую шоколадку, местные вузовцы боготворят. Все дело в том, что ее название созвучно с японским выражением «kitto katsu» (уверенная победа).
Пережить сессию сложно, избежать невозможно. Поэтому смакуй мысль о том, что ждет тебя после. Но даже в период каникул будь на чеку, наблюдай за сверстниками и делай пометки в блокноте. Возможно, через несколько лет они тебе пригодятся, чтобы грамотно продать студенту двадцатый айфон. Желаю kitto katsu во всем!
Автор статьи: Яна Кованько