Секреты съёмки рекламы (2-я часть)
В предыдущем номере мы рассмотрели креативные технологии, основанные на изменении времени и пространства видеоролика. Не удивительно, что режиссеры так любят эти приёмы, ведь их задача — донести до зрителей свою мысль за довольно короткий промежуток времени. Однако привлечь внимание аудитории можно не только с помощью «машины времени», но и с использованием, так называемых визуальных эффектов.
Содержание
Цепная реакция
Первое, что приходит на ум — цепная реакция. Согласно научному определению, этот приём называется «цепочка взаимонезависимых действий». Несмотря на «заумность», это хорошо известный и часто встречающийся в рекламе «принцип домино» или же эффект бабочки. Конечно, это не самый свежий и оригинальный приём, зато какой зрелищный! А после того, как Matt Gooden и Ben Walker из агентства Wieden + Kennedy сняли ролик «Cog» для Honda, в рекламном производстве наступил настоящий бум «теории хаоса».
Иногда вовсе необязательно быть гением и производить фантастические расчёты. Достаточно просто понаблюдать за людьми, и станет ясно, что сталкиваться друг с другом могут эмоции и действия людей, как например, в рекламе автомобилей VW Beetle.
Одним дублем
Если компании нужно нечто лёгкое, непринуждённое, но, в то же время, масштабное, сцена снятая одним дублем — то, что нужно. Все ролики, снятые в так называемой технике «one-take-ads» делятся на две категории: с применением спецэффектов на постпродакшене и вовсе без них.
Seb Caudron из Cutwater сначала подсовывал хамелеону разноцветные очки Ray Ban, а затем раскрашивал его на компьютере, заставляя маскироваться и принимать неожиданные окраски. Снятая в режиме любительского видео, реклама отражает слоган многолетней кампании «Never Hide» («Никогда не скрывай»).
А компания Effortless и агентство WCRS решили наглядно показать нежелание парней долго возиться с причёской — дали возможность потенциальной аудитории поучаствовать в конкурсе трюков. Победителем стал молодой комедиант, на основе выступления которого создали ролик, снятый без помощи компьютерной графики и монтажных склеек.
Масштабность
Для маленьких роликов размер имеет значение: чем масштабнее, тем больше шансов произвести впечатление не только на зрителей, но и на членов жюри разнообразных фестивалей. Конечно, необходимо ещё наличие таланта у создателей, но что может лучше помочь ему раскрыться, чем нечто эпохальное.
Один из самых грандиозных роликов — реклама водки Smirnoff под названием «Море». Спот, разработанный JWT London, позиционирует водку Smirnoff, как самую чистую, проводя параллели с мировым океаном. Вода выплёскивает на сушу не только консервные банки и бутылки, но и старинные корабли, самолёты времён второй мировой и колоссальные статуи. А в конце ролика перед аудиторией предстаёт кристальной чистоты океан, который сопровождают слова: «Сверхочистка. 10 этапов фильтрации. Тройная дистилляция. Чисто Smirnoff».
Массовка
Огромная массовка в ролике, это в каком-то смысле, разновидность масштабности. Однако, работа с массами людей, будь они настоящие или смоделированные, требует больших затрат. Эффект достигается при грамотном режиссировании и слаженности действий большого количества отдельных актёров. Само по себе количество людей не имеет решающего значения. Все, иногда кажущиеся хаотичными действия, должны быть подчинены общей идее произведения и работать на впечатление, которое хочет вызвать у зрителя автор. В последнее время стараются всё больше проблем такого рода переложить на 3d моделирование, что ничуть не умаляет полученного в итоге эффекта.
George Patterson&Partners и режиссер Paul Middleditch сделали ролик, по масштабу сравнимый разве что с трилогией «Властелин колец». На фоне живописных гор зритель видит полный до краёв гигантский стакан с лейблом Carlton Beer, и состоящего «из людей» человека, которому пиво льётся прямо в желудок. Всё это сопровождается решительными криками воинов: «Это большая реклама! Очень большая реклама!» в духе знаменитой «O Fortuna» из кантаты Carmina Burana Карла Орффа. В конце все с ликующим видом поднимают стаканы, и появляется слоган «Carlton: Сделано из пива».
Handmade
В век, когда технологии ушли далеко вперёд, многие режиссёры пытаются создавать красивую рекламу с помощью ручной работы. На первый взгляд, этот приём кажется анахронизмом. Однако он работает. В чём же секрет? Ролики, сделанные вживую, вызывают симпатию со стороны зрителя — они эмоциональны, неповторимы, уникальны, душевны. Именно за это люди и ценят handmade.
Очень красивая и кропотливая работа получилась у агентства TBWA: они обвязали весь дом, чтобы показать согревающее тепло системы обогрева, а потом распустили свои труды за несколько дней.
Агентство Viral Factory запустило вирусный ролик для жидкокристаллических телевизоров Samsung, за месяц набравший 7 миллионов просмотров на YouTube. Создатели утверждают, что в ролике участвуют лишь грамотные пастухи, хорошо обученные собаки и самые обычные овцы, которые воспроизводят увеличенный вид LED-матрицы, происходящей внутри монитора или телевизора, прямо на местности.
Есть множество заслуженных и хорошо известных роликов, сделанных по принципу handmade. В условиях современной цивилизации с конвейерной штамповкой клонированных чудес, ручная работа с уникальным и неповторимым результатом вызывает у зрителя такие же эмоции, как и при производстве штучного материального товара.
От первого лица
Ещё один способ усложнить себе жизнь — снять ролик глазами героя. Смена точек зрения, широкий угол объектива, трясущиеся планы и прочие режиссерско-операторские средства создают эффект присутствия, сопричастности к происходящему. Это технически сложный приём, который некоторые с успехом используют. Например, Guy Ritchie, в рекламе Nike.
Арт и стрит-арт
Нельзя забывать, что черпать вдохновение можно от множества вещей. С развитием глобальной сети у всех творческих людей появилась возможность оперативно реагировать на всё новое и необычное.
Один из самых известных представителей нью-йоркского стрит-арта — Joshua Allen Harris — художник, работающий с фигурами и пространством. Он создаёт животных из пластиковых пакетов, а затем, устанавливая их на вентиляционных решетках метро, вдыхает в них жизнь. Весной 2008 года фонд защиты окружающей среды и агентство Ogilvy New York пригласили Joshua поучаствовать в съёмке ролика о глобальном потеплении и опасности, которое оно несёт белым медведям.
Такова ситуация с самыми популярными визуальными приёмами в видеорекламе на сегодняшний день. Многие удивятся, сказав: «Зачем они мне? Я буду создавать что-то новое, своё». И будут совершенно правы. Но не стоит забывать, что эту «блестящую идею» могли использовать до вас, только продуманную на сто шагов вперёд. Внимательно рассмотрев примеры предшественников, можно не только найти множество гениальных идей и подсказок, но и решить проблемы, с которыми вы раньше столкнулись. В следующем номере мы поговорим о литературных приёмах, которые с успехом используют не только поэты и писатели, но и режиссёры рекламы.
Автор статьи: Алёна Ачилова