РГТЭУ. Постскриптум
Новый Год — самое время подводить итоги, делиться прогнозами и задавать риторические вопросы. А ещё лучше — ставить жирные точки. Этим и займемся.
В течение последних двух недель 2012 года в режиме нон-стоп все СМИ вещали об акции протеста студентов РГТЭУ. Так популярны мы не были ещё никогда, может быть, эта популярность нас всех и сгубила, но об этом после. Важно, что все статьи, интервью и пространные размышления о судьбе Отечества шли из внешней среды — от журналистов, политологов, артистов, которые побывали в нашей Альма-матер час-два, а может и вообще не побывали.
За следующие десять минут ты познакомишься с квинтэссенцией мыслей человека отдавшего больше пяти лет РГТЭУ, видевшего ситуацию с реорганизацией и защитой университета изнутри. Не закрывай вкладку — будет интересно.
Содержание
Студенты. Мотивы
Самое интересное в любой истории — это ответ на вопрос «почему». Почему Раскольников убил бабушку-процентщицу и после явился с повинной; почему Чацкий возымел горе от ума, а Онегин убежал от питерской суеты; почему Ливанов не уволил Бабурина сразу, без шума и огласки; почему студенты так рьяно стали заступаться за свою непрестижную альма-матер? Давайте попробуем разобраться в этих «почему» по порядку. По закону жанра высказанные мысли являются плодом воображения автора, вы можете с ними не согласиться, а ещё лучше — поспорить в комментариях.
Начнем со студентов — о них, вернее о нас, много писали в СМИ, ставили под сомнение умственные способности и возможность самостоятельно мыслить. И вообще много чего говорили, в том числе и сам г-н Ливанов, с грамматическими ошибками пишущий кляузы в твиттере.
Главный вопрос, который волновал всех вокруг — «сами или ректорат?». Ректорат, конечно, помог молчаливым согласием, позволив нам ночевать в РГТЭУ и высказывать своё реальное мнение о творящейся вакханалии в сфере образования. Глупо это отрицать: один звонок любого из проректоров, и бастующих загрузили в автобусы ОМОНа. Но никто этого не сделал, так как цели у нас были общие — отстоять суверенитет и светлое имя университета.
Увы, господа из СМИ, тайного заговора и второго плана Даллеса вы здесь не найдете, всё прозрачно. Хотя вам никто не запрещает накатать очередную заказную чернуху без каких-либо оснований.
Ответ на первый вопрос: «Почему студенты непрестижного РГТЭУ были против присоединения к престижному РЭУ и так рьяно защищали свой суверенитет» очень прост.
Для большинства, оказавшихся в актовом зале, аббревиатура РГТЭУ — не просто абстрактный вуз, возможность получить качественное высшее образование или, как любят выражаться в Минобрнауки, «иметь корочку, о которой даже не мечтали». Это конкретные проекты, дела и люди. Для одних — это школы актива, для других — благотворительные ярмарки, фестивали и мероприятия, в разработку и совершенствование которых были положены не один год и сожжена не одна тысяча килокалорий; в моём случае — это фестиваль, журнал и люди, с которыми мы делаем общее дело.
Поэтому решение Министерства вызвало такой ожесточенный отпор. Никто не хочет добровольно хоронить «своих детей» или отдавать в чужие руки. Тем более, когда эти руки ничего для получения возможных благ не сделали, а только с беспричинным пафосом поливали известной субстанцией студентов РГТЭУ. Передаваемые от одного поколения студентов другому, проекты развивались, мы шли эволюционным путем. Что же будет теперь — неизвестно.
В свете вышесказанного реплики отдельных журналистов о том, что защищают вуз только студенты, которые боятся за свои большие стипендии, выглядят просто нелепыми.
Да и вопрос о превосходстве отдельных кафедр РЭУ достаточно спорен (посчитайте количество докторов наук на юрфаке РГТЭУ и в Плехановке — комментарии излишни). Поэтому для студентов некоторых кафедр появилась ещё одна причина для праведного гнева: РГТЭУ ничуть не слабее РЭУ, тогда почему нас признали неэффективными и должны сливать?
Ливанов vs Бабурин
Долго потирали руки студенты, ожидая очной встречи двух претендентов на звание «Короля науки и света». Этот бой собрал бы полный зал, а Первый канал устроил трансляцию на всю страну — но пока не случилось. Мечта студентов и рейтинговый материал так и остался фантазией, поэтому вот ещё несколько «почему».
Главный вопрос, который так и не нашел ответа: «Почему Ливанов не снял Бабурина с поста ректора тихо и без огласки». Ведь он мог это сделать одним приказом. А может быть не мог или… не собирался?
Первый вариант ответа «не рассчитывал» могут занести себе в актив студенты РГТЭУ. Не рассчитывал Ливанов, что вопрос вызовет такой общественный резонанс и интерес со стороны СМИ, поэтому и снимать ректора не торопился. Это могло вызвать протестную волну со стороны научного сообщества, но она была бы несопоставимо меньше. Выходит, просчитался.
Второй вариант — «не мог». Причем не мог де-факто, потому что де-юре такими правами министр образования наделен. Тут стоит обратить внимание на личность ректора РГТЭУ, который, возможно, имел определенные рычаги давления на Министерство и Правительство. Но это игры политические, а акция протеста против мониторинга эффективности вне политики. Поэтому перейдем к третьему возможному ответу на вопрос.
Этот вариант можно назвать про-министерским, по крайней мере, ноги его растут из близких Министерству кругов. Что, если Ливанов на самом деле не собирался закрывать нашу альма-матер, а записал университет в список неэффективных для того, чтобы в марте, на очередных выборах ректора поставить своего человека и исключить возможность третьего срока Бабурина?
И только широкая огласка в СМИ заставила власти пойти на принцип и реорганизовать РГТЭУ. Показательная акция демонстрации силы была нужна после послабления в Тамбове, чтобы исключить возможность лавины протестов уже реорганизованных вузов.
Выходит, шанс у нас был только один — добиться отставки министра, а это могут сделать только два человека — Медведев (но Ливанов его ставленник, поэтому на премьера надежды не было) и Путин. Отсюда и плакаты, письма президенту с призывами к помощи.
Господин Бабурин
Если предположить, что последняя версия верна, а она представляется достаточно правдоподобной, сложно поверить в то, что Бабурин не имел соответствующей информации. Значит письмо президенту со словами «если дело только в моей персоне — я, не задумываясь, уйду» не более чем лукавство. Но не стоит рубить с плеча, давайте попробуем разобраться в мотивах, движущих ректором и ответить на ещё одно «почему»: «почему Бабурин не ушёл самостоятельно?».
Первая, наиболее циничная и наименее правдоподобная версия — «теплое место». В Университете учатся практически 80000 студентов — это огромные денежные потоки, которые могут достаточно эффективно отмываться на любой ступени университетской власти. Продлив срок своей власти на несколько месяцев, можно было обеспечить безбедную жизнь на ближайшие несколько лет.
Такая версия ставит под сомнение честное имя г-на Ливанова (хотя какая из версий не ставит его под сомнение?). Сложно поверить, что министр руководствовался исключительно альтруистскими мотивами, а-ля «спасти бедных студентов от произвола и грабежа». Скорее всего, было желание поставить своего подконтрольного человека и потихоньку «пилить», причем пилить в гораздо больших объёмах.
Этот вариант выглядит ещё менее правдоподобным, если взглянуть на ситуацию изнутри. РГТЭУ известен тем, что в него можно поступить самому — без протекций, взяток, мам и пап. Так было и во время проведения внутренних экзаменов до тотального введения ЕГЭ, что показательно. Точно также поступил и я, за пять лет учебы не дав ни одной взятки.
Следовательно, если и пилят деньги, то делают это аккуратно и в малых объёмах, не касаясь студентов — это главное. Теперь нам поставили человека из РЭУ им. Плеханова, и пока неизвестно, что с собой принесет новое руководство (кстати, это ещё одна причина протеста студентов, которые боятся, что с приходом новой власти будет нарушена положительная тенденция борьбы со взяточничеством).
Вторая версия связана с политическими амбициями ректора, причем как со знаком плюс, так и со знаком минус. Не уходя со своего кресла добровольно, Бабурин сознательно шёл на разжигание конфликта с Минобрнауки. Здесь возникает ещё одно «почему».
Можно предположить, что он зарабатывал оппозиционные очки репутации. Чего греха таить, широкая общественность за последнее десятилетие изрядно подзабыла Сергея Николаевича. А конфликт — это огласка в СМИ, причем, как оказалось позднее, по всем центральным телеканалам. Не секрет, что в марте должны были состояться выборы нового ректора РГТЭУ, на которых Бабурин баллотироваться не собирался — почему бы не хлопнуть дверью напоследок?
Но хлопанье дверью — не всегда плохо. Особенно это хорошо, если звуковая волна собьет с министерского олимпа Ливанова, продавливающего, вслед за Фурсенко, западную систему образования. А если выражаться точнее, разрушающего фундаментальную отечественную школу (см. Письмо преподавателей Филологического факультета МГУ).
Набирая политический вес и дискредитируя действия Ливанова, Бабурин становится ближе к креслу министра образования. Что неизбежно приведет к разворачиванию курса Минобрнауки в сторону восстановления советской высшей школы. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Для бывшего ректора РГТЭУ это рост по карьерной лестнице, для системы образования — остановка разрушения, а для родного университета — неизбежное восстановление суверенного статуса.
Сплошная идиллия, в свете которой удержание ректорского кресла не выглядит преступным. Теперь слово за Путиным, правильные решения которого, ко всему прочему, порядочно поднимут его политический рейтинг. Подробнее о «дилемме Путина» вы сможете почитать здесь: http://www.nakanune.ru/articles/17290/
Последняя надежда
Её у студентов практически нет. Будем честны — с самого начала затея с акциями протеста имела не так много шансов на успех, если рассматривать под ним отмену результатов мониторинга эффективности вузов. Но сидеть сложа руки тоже не дело. Давайте посмотрим, что ещё, хотя бы теоретически, может спасти суверенитет университета.
Г-н Медведев, возглавляя Кабинет министров, теоретически может отправить Ливанова в отставку, и тем самым запустить процесс по признанию мониторинга эффективности вузов недействительным. Но делать этого он не собирается — как уже говорилось выше, Ливанов — его человек. Поэтому премьер находится подчеркнуто далеко от конфликта.
Другое дело Путин, которому были переданы письма ректора, преподавателей и студентов — не вмешиваться ему уже не удастся. Теоретически он может отстранить нынешнего министра образования и даже назначить Бабурина в качестве нового главы Минобрнауки. Но, скорее всего, он этого не сделает. С момента публичного письма бывшего ректора РГТЭУ прошло уже больше месяца. Если бы активные действия предполагались, они, скорее всего, уже бы произошли.
Надежда на третью ветвь власти, судебную, тоже невелика. Даже если не вдаваться в длинные рассуждения о её независимости ясно, что судебные иски со стороны университета напоминают то, как «моська лает на слона». Пусть РГТЭУ выиграет их (спустя 4-6 месяцев после декабрьских событий в лучшем случае), всё равно сложно поверить, что удастся выгадать нечто большее, чем символическую денежную компенсацию. Да и к тому моменту реорганизация будет идти полным ходом. Но юристам виднее.
Как бы то ни было — спустя полгода конфликт не будет интересен четвертой власти, СМИ, надежда на которую также не оправдала себя. Информационный шум был достаточно сильным и позволил придать вопрос огласке. Но шум этот ничего не стоит, если молчит власть (хотя это и не в её интересах). Акция протеста студентов РГТЭУ оказалась полезной разве что будущим поколениям, в головах которых фраза «всё, что бы мы ни делали — бесполезно» сменилась на «может стоит попробовать?»
А раз надежды нет, значит, самое время студентам выкидывать белый флаг и стараться отстоять максимум своих прав в сложившихся условиях переходного периода методом диалога с новой властью.
Что дальше?
Мне представляется, что на этот вопрос сегодня не может ответить никто, даже г-н Ливанов. Давайте попробуем провести линию тренда вперед в соответствии с теми параметрами, что мы имеем сегодня и «увидеть» систему образования после её полной перестройки.
Первое, что отчетливо бросается в глаза — передел прибыльного рынка высшего образования в России. Многие вузы достаточно успешно постепенно выходят на самоокупаемость, и бюджетное финансирование велико. Возможность сосредоточить в своих руках крупные денежные потоки, огромные площади недвижимого имущества, идеологически «правильно» формировать умы будущих поколений привлечет любого. И нынешняя власть — не исключение. Передел структуры рынка в сторону укрупнения университетов и уменьшения их количества выглядит достаточно логичным. Чем меньше субъектов — тем проще ими управлять.
Важно отметить, что этот процесс происходит посредством присоединения вуза с низкой стоимостью обучения к вузу с высокой, что при тотальном слиянии университетов и институтов страны приведет к общему увеличению стоимости обучения.
Одновременно с этим отметим тенденцию к уменьшению количества бюджетных мест для абитуриентов (наряду с увеличением рождаемости в конце 90-х и нулевых по сравнению, например, с 91-93 г. р.). Следовательно, поступить на бюджет будет всё сложнее, а учиться на платном сможет только элита.
С другой стороны, укрупнение вузов приведет к введению стандартизированных схем образования вплоть до аналога школьного ЕГЭ для выпускников университетов, на основе которого и будет получаться диплом о высшем образовании.
Первые весточки процесса по созданию одинаковых специалистов (вернее, бакалавров и магистров) с формированием «правильной» идеологии можно проследить по введению рейтинговой системы — теперь реальные знания каждого студента становятся не так важны, как количество посещений и сданных работ. Будущие профессионалы думают не о получении качественных знаний, а о том, как набрать больше баллов. Это ведет к полному отсутствию специфики вузов отрасли и гибкости подхода к каждому студенту, что имела советская система высшего образования.
К какой степени деградации высшей школы приведут такие изменения, стоит только догадываться. Но опыт ЕГЭ (который официально сдают всего лишь с 2007 года) показывает, что исключительно тестовая система прививает линейность мышления, ведет к деградации способностей по формированию своих собственных мыслей и снижению культуры речи, что напрямую влияет на возможность усваивания более сложного материала в вузе. Если подобная тенденция сохранится в системе высшего образования — качество специалистов будет неуклонно падать и уже никак не зависеть от получаемого высшего образования.
Выходит, студенты РГТЭУ, борясь за суверенитет своего вуза, вскрыли гнойную рану всей системы высшего образования в России, подняв вопрос не только о своей судьбе, но и о будущем своих детей и внуков. Однако это, как говорилось в сказках, уже совсем другая история.
Хронология событий
Закрывая последнюю страницу жизни РГТЭУ, стоит тезисно напомнить хронологию произошедших событий. Сделать это будет достаточно сложно, учитывая то, что новое руководство основательно подчистило официальный сайт и сообщества университета в социальных медиа. Если есть какие-либо неточности или я что-то пропустил — прошу написать в комментариях.
1 ноября 2012 года — Министерство образования и науки РФ опубликовало на своем официальном сайте Мониторинг эффективности вузов, по итогам которого РГТЭУ был признан неэффективным;
7 ноября 2012 года — Пресс-служба РГТЭУ на официальном сайте университета опубликовала копию отправленного ректором в Минобрнауки письма с просьбой ещё раз проверить показатели эффективности вуза и приложенными документами о фальсификации данных об РГТЭУ, указанных в мониторинге;
23 ноября 2012 года — не принимая в расчет официальное опровержение используемых показателей, Минобрнауки на заседании межведомственной комиссии относит РГТЭУ к группе вузов, нуждающихся в реорганизации;
29 ноября 2012 года — ректор РГТЭУ С. Н. Бабурин публикует открытое письмо президенту РФ В. В. Путину с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Письмо доходит до адресата, президент поручает своим помощникам рассмотреть ситуацию и дать ответ;
1 декабря 2012 года — открытие группы ВКонтакте «РГТЭУ! Не дадим закрыть свой второй дом!», координирующей протестные акции студентов. Начинается съёмка роликов, сбор подписей и прочих активностей в поддержку вуза;
5 декабря 2012 года — по всей стране проходят акции протеста против политики Ливанова и результатов мониторинга эффективности вузов. В Москве и большинстве филиалов жгут чучело реформы образования;
6 декабря 2012 года — состоялось расширенное заседание Ученого Совета РГТЭУ, на котором было решено поддержать письмо Филологического факультета МГУ, выразить несогласие с проводимой министром Ливановым политикой по уничтожению системы высшего образования в России и потребовать пересмотра результатов мониторинга эффективности в отношении РГТЭУ;
11 декабря 2012 года — состоялась внеочередная IX Конференция студентов РГТЭУ, на которой студенты приняли решение о борьбе за суверенитет вуза и несогласии с результатами мониторинга эффективности вузов. Также были одобрены пикет, автопробег и ночная акция протеста.
12 декабря 2012 года — студенты головного подразделения РГТЭУ в Москве проводят пикет у памятника Революционерам в знак несогласия с результатами мониторинга эффективности вузов и реформой образования в целом. Акцию поддерживают студенты более 15 филиалов;
16 декабря 2012 года — студенты РГТЭУ проводят автопробег в поддержку вуза;
18 декабря 2012 года — студенты начинают бессрочную акцию протеста против результатов мониторинга эффективности вузов «Ночь в РГТЭУ». Впервые проблема получила широкий общественный резонанс. Привлечены все центральные телеканалы.
20 декабря 2012 года — студенты РГТЭУ приостанавливают акцию протеста, добившись поддержки Государственной Думы РФ, которая единогласно проголосовала за перепроверку результатов мониторинга и урегулирование ситуации вокруг РГТЭУ. Министерство устно на встрече с активом пообещало заново просмотреть показатели вуза;
21 декабря 2012 года — Минобрнауки публикует на официальном сайте приказ о присоединении университета и всех его филиалов к РЭУ им. Плеханова. Проводится экстренный ученый совет, на котором руководство и преподаватели единогласно голосуют против слияния с РЭУ и присоединяются к акции протеста студентов РГТЭУ;
24 декабря 2012 года — бессрочная акция протеста студентов РГТЭУ возобновлена. Более 500 студентов продолжают ночевать в университете. Трое преподавателей начинают голодовку против присоединения к РЭУ им. Плеханова;
25 декабря 2012 года (день) — ректора РЭУ им. Плеханова В. И. Гришина со свистом выгоняют из РГТЭУ. Представители Министерства со сцены Актового зала университета зачитывают постановление о снятии ректора С.Н. Бабурина и назначении на его должность А.Е. Шкляева. Студенты и преподаватели считают это решение незаконным (С.Н. Бабурин был уволен во время больничного);
25 декабря 2012 года (ночь) — студенты и преподаватели РГТЭУ баррикадируют вход в университет, чтобы помешать новому и. о. ректора проникнуть в университет;
26 декабря 2012 года — и. о. ректора А. Е. Шкляева не пускают в РГТЭУ. К университету стянуты внушительные силы ОМОНа, но они не вмешиваются в ситуацию, объясняя своё присутствие желанием соблюсти порядок: в РГТЭУ проходит традиционная новогодняя ёлка для детей профессорско-преподавательского состава;
27 декабря 2012 года — и.о. ректора А. Е. Шкляев при поддержке службы судебных приставов всё-таки попадает на своё рабочее место, проводит ревизию ректората. Официальный сайт РГТЭУ и группы в социальных медиа, координирующие деятельность по защите университета, серьезно подчищены — удалены все документы, заявления и письма, касающиеся этой тематики.
Автор статьи: Максим Савидов