Профессии в политике: PR-менеджер и спичрайтер
Очевидно, что сферы политики и рекламы очень многим обязаны друг другу. Достаточно сказать, что в демократическом обществе политика зависит от выбора избирателя, на который существенно влияет успешная политическая реклама. В то же время, из политической сферы рождаются законы, регулирующие возможности рекламы.
Что же нужно политику, партии, кандидату в президенты, особенно, когда не за горами выборы? Конечно, это благоприятный и вызывающий доверие имидж в глазах потенциальных избирателей. Чтобы сформировать нужное впечатление и склонить электорат на свою сторону, политика прибегает к услугам PR-индустрии.
PR-менеджер
Главная особенность этой должности — это объединение функций координатора PR-деятельности и непосредственного участника практически каждого задания, возникающего по ходу осуществления проектов в области связей с общественностью. Иными словами, Вы и руководитель, и подчиненный одновременно. Если рассмотреть круг обязанностей сферы, то можно увидеть те самые «задания», которыми управляет PR-менеджер (см. схему выше).
Стоит отметить, что должностные обязанности PR-менеджера зависят от структуры фирмы, её величины и направления деятельности. Не бывает одинаковых компаний. У каждой есть своя специфика, в том числе, и специфика работы менеджера по связям с общественностью.
В крупных компаниях, чаще всего имеются отделы маркетинга, PR и рекламы, со своим штатом руководителей и исполнителей. Работая в таком отделе, менеджер фокусируется на координационной работе всех мероприятий PR-кампании, проводит переговоры, презентации и отчитывается перед директором по маркетингу или региональным директором.
В PR-агентствах деятельность также хорошо скоординирована. Работая с заказами клиентов, менеджер по связям с общественностью либо регулирует выполнение таких заказов в самом агентстве, либо приглашается для осуществления PR-менеджмента на территорию заказчика.
В небольших фирмах специалист по связям с общественностью скорее всего один. На его плечи в такой ситуации ложится вся PR-деятельность. Это и исполнительная (закупка сувенирной продукции, контент-контроль сайта компании и т.д.), и управленческая деятельность.
В какой бы сфере Вам не пришлось работать PR-менеджером, а это может быть и политика, и экономика, и шоу-бизнес, необходимо помнить, что данная профессия стоит на трех китах: мульти-коммуникабельности, безграничном терпении и умении «читать» людей.
Помимо этого, специалист по связям с общественностью должен хорошо ориентироваться в текущем положении дел в бизнесе, политике, других сферах жизни общества; иметь «подвешенный язык» и навыки аргументирования и логики.
Скорее всего, работодатель потребует (помимо нелюбимого студентами опыта работы) наличия образования в области рекламы, связей с общественностью, журналистики, менеджмента, психологии или социологии. Однако важно понимать, что в данной профессии главную роль играет практический опыт и наработанные связи со СМИ.
Так что лучше начать свой карьерный рост в PR с нижней ступени стажера или помощника менеджера. Тогда Вы не только приобретете необходимый опыт и заведёте новые полезные знакомства, но и получите возможность учиться на собственных ошибках, за счет невысокой ответственности.
И помните: чем креативней Вы мыслите, чем нестандартнее Ваши пути достижения успеха, чем больше средств, связей и знаний Вы можете применить в работе, тем ценнее и уникальнее Вы становитесь для работодателя, тем выше Вас ценят.
Спичрайтер
Если PR-менеджер — это залог положительной репутации в глазах целевой аудитории, то спичрайтер — это голос клиента, ключ удачных выступлений перед публикой. Наибольшее распространение спичрайтинг получил в области социально-политических процессов общества. Сегодня трудно обнаружить «не читающих» с листа или суфлера телеведущих, депутатов, президентов и прочих видных деятелей. Потому высок и спрос на квалифицированных спичрайтеров.
Спичрайтер — это специалист в области PR-технологий, основной задачей которого является написание текстов речей, докладов, пресс-релизов для выступления на публике. Их клиентами чаще всего выступают высокопоставленные государственные деятели, общественные активисты, политики, бизнесмены.
Для успешного написания речи, спичрайтер должен работать со своим клиентом в тесном контакте. Необходимо не просто познакомиться с заказчиком, но и изучить его индивидуальные особенности: имидж, словарный запас, скорость и тембр речи, особенности дикции. При этом специалисту требуется учесть и индивидуальные пожелания «оратора»: степень подробности в разных местах выступления, акцентирование важных составляющих и т.д.
Также спичрайтер тщательно изучает психологию аудитории, перед которой планируется выступление. Необходимо понимать состав и компетенцию участников, для того чтобы сделать речь интересной и добиться желаемого воздействия на аудиторию.
В среде спичрайтинга существует негласное правило: чем незаметнее для совокупности слушателей работа специалиста, тем выше и дороже он ценится на рынке. Нетрудно догадаться, что в подобной работе поможет психологическое, социологическое, филологическое, политологическое и журналистское образование, особенно если учесть, что в России на спичрайтера пока не учат. Но самое главное — это идеальная грамотность, культура речи и запредельный уровень знания языка.
Подводя итоги, отметим, что о силе слова говорили всегда и спичрайтинг, в этой связи — это мастерство формирования имиджа при помощи речи. Это своеобразная «словореклама» в структуре PR-деятельности, которая может способствовать как заключению сделки, так и привлечению решающего большинства на выборах.
Автор статьи: Максим Горноженко