Оппозиция тоже позиция
В последние годы националистические движения набирают всё больший оборот. При этом, истинные мотивы и интересы непризнанных партий остаются тайной за семью печатями. Мы решили разобраться в составляющих популярности таких движений. А также понять, какие методы их работы производят наибольший эффект на народные массы.
Содержание
Болевые точки общественного сознания
«Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов».
Густав Ле Бон
У специалистов нет единой точки зрения о том, воздействие на какие точки массовой психики являются наиболее эффективными. Но большинство сходится в том, что наибольшего эффекта можно добиться, если выбрать в качестве мишени страх, личное достоинство, сексуальную сферу, деньги и патриотические чувства.
Страх
Чувство страха является одним из самых древних. Вероятно, именно это и делает его наиболее действенным орудием манипуляции. С.Г. Кара-Мурза говорил, что «общество, подверженное влиянию неадекватного страха, утрачивает общий разум».
Следует отметить, что существуют различные виды страхов. Страх реальный является, по сути, нормальной реакцией на окружающую среду, проявлением инстинкта самосохранения, но есть и страх иллюзорный, то есть завышающий опасность. Этот вид страха можно сегментировать дальше: невротический страх, шизофренический и высшей стадией является страх маниакальный.
Во время президентской кампании 1996 г. для того, чтобы целевая аудитория не присоединилась к националистическому движению, был использован такой прием. Рейтинг левых был исключительно высок, поэтому власти запустили по телевидению ролик, где рассказывалось про голод 1930х, ГУЛАГ и в конце показывался человек в маске.
Чем страшнее, уродливее и отвратительнее используемые символы, тем более сильное воздействие они оказывают на массовое сознание, тем вернее они достигают своей цели. Скелеты, черепа, гниющие тела — вот то, что должно наполнять информационное пространство.
Жутковатым и исключительно элегантным достижением грязных политтехнологий является страх перед мистическими силами. Например, можно использовать — как это было во время выборов в Архангельской области — дам пожилого возраста, которые будут ходить по улицам и бормотать под нос различные угрозы тем, кто последует за Э. Лимоновым.
Исследования в области психолингвистики показывают, что наиболее устрашающе действуют фразы, в которых наличествует набор шипящих и глухих согласных. При этом, чем абсурднее будут слова, чем бессмысленнее угрозы и уродливее произносящие их лица, тем больший эффект они произведут.
Личное достоинство и сексуальная сфера
По статистике, сексуальные образы обладают одним из самых сильных воздействий на массовое сознание, а нападки на личное достоинство человека всегда интересуют толпу и падают на благодатную почву.
Ощущая боль и безнадежность настоящего, люди с охотой верят во всяческие утопии, дающие им надежду на светлое будущее. Манипуляция сознанием несчастных людей, ложь о «прекрасном далеком» и принуждение к рабскому труду во имя грядущих поколений. Люди, с одной стороны, пытаются спрятаться там от своих проблем, с другой — найти свои идеалы в лидерах и идеологах, приписать им те качества, которых не хватает самим. Поэтому удары по, казалось бы, общим чертам будут восприниматься исключительно болезненно.
Любой лидер должен быть ближе к своему электорату, должен ассоциировать себя с ними и бороться за одни и те же идеалы.
Так, лидер партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов отказался от встречи с делегацией ПАСЕ, приехавшей в Россию «мониторить» грядущие парламентские выборы. Лимонову пришелся не по душе формат встречи.
Эдуард Лимонов назвал грядущие парламентские выборы огромным мошенничеством в масштабах всей страны. «Жертвами всех этих Медведевых, Чуровых, Грызловых и других станут 4 декабря около 144 миллионов граждан. Ну ясно, их в «Националь» не позовут.
Тогда и Э. Лимонову там делать нечего», — заключает политик, подтвердившей 9.11.11 в эфире «Эха Москвы» свое намерение принять участие в президентских выборах.
Патриотические чувства
Если целевая аудитория состоит из людей, не владеющих значительными денежными средствами, то, с высокой долей вероятности, носители финансового могущества будут рассматриваться ими как олицетворения зла.
16 ноября 2011 года активисты партии «Другая Россия» выразили протест против вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Они заявили: «Вступление России в ВТО — это акт национального предательства. Результатом вступления России в ВТО станет закрепление за страной статуса второсортной экономически не развитой державы. Не мы, Россия, будем проводить экспансию на рынки других стран, а на наш, российский рынок придут чужие. Иначе и быть не могло. Когда сильные объединяются со слабыми, выигрывают сильные. Богатые становятся богаче, а бедные беднее».
Говорят, что когда человеку нечем гордиться, он начинает гордиться своей страной. Именно стратегию ультропатриотизма и выбрала «Другая Россия».
Как мы видим, «непризнанные» партии пользуются точно такими же приёмами пропаганды и чёрного PR, как и партии легальные, только в менее завуалированном виде.
Говорить о большей близости к простым людям или абсолютной искренности тоже не приходится. Это точно такие же партии, желающие добиться власти и увеличить свой электорат, только по другую сторону баррикад.
Автор статьи: Алиса Бондаренко