Леонетто Капьелло
Сегодня немногие смогут рассказать о Леонетто Каппьелло, хотя в Европе начала XX века он был достаточно широко известен как гений рекламных афиш, который внес значительный вклад в становление этого жанра. Его революционное понимание искусства, и того, что остается главным продуктом современной рекламы, было основано на явлении ассоциативности. Он был первым, кто сознательно объединил продукт с узнаваемым изображением. Таким образом, когда зритель видел картинку, он тут же вспоминал продукт.
Родился известный художник в Италии 9 апреля 1875 года в г. Ливорно. Он не имел формального образования в области искусства. Однако уже в 1892 году состоялась первая выставка его работ в муниципальном музее Флоренции. В 1898 году переехал в Париж, где начал свою карьеру как художник-карикатурист, удачно дебютировав в сатирическом издании «Le Rire».
Но постепенно Каппьелло стал отходить от карикатуры в пользу плаката. Уже в 1905 году вышла в свет книга «70 Tawings by Cappiello» состоящая из черно-белых литографических оттисков и нескольких цветных плакатов. Техника литографии была популярна в то время, как способ добавить цвет изображению относительно дешево, и предусматривала ручную роспись на изображении с трафаретами.
Каппьелло сделал себе имя в период плакатного бума в начале 20 века. Его первый постер, для газеты ФруФру, был сделан в 1899 году. «Фру-фру» – имитация шелеста женской нижней юбки из тафты, является также символом женской обольстительности, легкомыслия и фривольности. Название многостраничной газеты передает характер издания, адресованного мужской аудитории. (Сегодня плакат можно увидеть в музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина).
Карьера Каппьелло, как художника плакатов, началась в 1900-м, когда он подписал контракт с парижской типографией П. Веркассона и шестнадцать лет возглавлял ее художественный отдел. В это период он создал несколько сотен плакатов в стиле, который произвел революцию в искусстве плаката. Одним из самых известных считается реклама аперитива Maurin Quina(1906).
Это лучший пример адаптации плаката к требованиям новой и современной эпохи. В дальнейшем это изображение послужило этикеткой для продукта. Именно Каппьелло придумал размещать цветную рекламу на черном фоне, выделяя ярким цветом название фирм (в дальнейшем эта техника стала широко популярна).
Говорят, что есть немного чертовщины в любых алкогольных напитках, Cappiello использовал «адские образы» в нескольких своих работах, в
том числе для рекламы абсента.
Именно он в рекламе сигаретной бумаги «Job» (1912 г.) нарисовал тучного перса с дамской сигареткой в руках. В то время такая шутка шокировала даже парижан. Стоит ли говорить о том, что продажи продукта увеличились в 5 раз!
Леонетто Каппьелло работал с такими продуктами как Asti Cinzano (итал. Вермут), паста Baroni, Bitter Campari, Cafe Martin, кофе La Victoria Arduino, ликер Contratto и многими другими. Все они широко известны и сегодня. А это отличная возможность проследить эволюцию бренда.
Каппьелло разработал множество рекламных иллюстраций для самых различных товаров — начиная от дорогого аперитива Maurin Quina и заканчивая шоколадом Milka.
На творческом счету гениального мастера афиши более 530 плакатов, выполненных как полноценные картины со своим характером и узнаваемыми особенностями. Художник привнес в рекламу свое эстетическое видение мира, подняв рекламный жанр до уровня высокого искусства. Его оригинальные работы стремятся заполучить многие известные коллекционеры, «Дожили до того, что коллекционируют афиши!» — возмущался Бальзак в «Монографии о рантье».
Автор статьи: Ольга Сливка