Джозеф Хиз, Эндрю Поттер «Бунт на продажу»
Эта книга о том, как контркультура и антикорпоративное движение помогли созданию того самого потребительского общества, которое так страстно критикуют радикалы. Предлагаемые ими решения — индивидуализм, бунт, протест против массовой культуры, проявляющийся во всем, от одежды до стиля жизни, — на самом деле создают новые рынки для потребителей. Эти рынки осваивает, развивает и обслуживает современный бизнес, успешно интегрируя бунтарей-революционеров в общество потребления. Все, что объявляется радикальным, революционным или подрывным, на поверку оказывается еще одной маркетинговой уловкой продавцов контркультуры.
В самом слове «контркультура» слышится противопоставление традиционным устоям. Бунт привлекает всё больше желающих выделиться и найти какую-то личную точку самоидентификации. Сегодня люди готовы переплачивать в несколько раз за ярлычок «фирмы-бунтаря», как раньше они платили за другие атрибуты социального статуса.
Ирония состоит в том, что именно такая культура является двигателем общества потребления, с которым так борются антиглобалисты и неформалы.
С помощью логических цепочек авторы характеризуют консюмеризм и встраивают в систему «бунтарей». Смысловая начинка приправлена интересными примерами из мира музыки, кино и литературы. Цепляет временами ироничный тон авторов, с которым они то в пух и прах разбивают настольную книгу контркультуры «No logo» Наоми Кляйн, то рассуждают о причинах смерти Курта Кобейна.
Это книга, которую не удастся «проглотить за один раз» — для этого она слишком информативна. Она как хорошее блюдо, которым хочется наслаждаться как можно дольше. Не жалейте времени на работу Поттера и Хиза, чтобы лучше распробовать её. Поверьте, оно того стоит.
Автор статьи: Максим Савидов