Деньги из воздуха
Маркетинг содержит множество различных инструментов, и брендинг — один из первоочередных. С его помощью можно создать компании или продукту дополнительную ценность буквально из ничего. Если же посмотреть на компании, работа которых направлена на интернет, то видно, что и сами они представляют собой «пустышку». И каково же это — добавлять «воздушную» цену «пустому» бренду?
Начать стоит с рассмотрения деятельности корпораций, которые построили себя на деятельности в цифровой сфере. Продукт их деятельности — программы/сайты. Что они представляют из себя? Можете открыть любую веб-страницу в браузере и нажать комбинацию клавиш «Ctrl» + «U» и Вы увидите тот самый продукт.
Это обычный текст, который существует только в «цифровом» виде (хотя его и можно распечатать, но сути это не меняет). Получается, что результат деятельности таких компаний нельзя потрогать, почувствовать — он нематериален. Что ничего на самом-то деле и не продается/покупается. Но всё не так просто.
Специально для таких товаров и был введён широко употребляемый термин — интеллектуальная собственность. Он обозначает права на владение продуктом интеллектуальной деятельности, т.е. право на «мысль». И она опять же нематериальна. Вот и получается, что цифровые корпорации на самом-то деле торгуют «воздухом».
Теперь стоит подумать, что такое брендинг на самом деле. Как уже говорилось, брендинг — один из важнейших инструментов маркетинга, который позволяет компании или продукту отдалиться от конкурентов, увеличить продажи в долгосрочной перспективе и создать дополнительную ценность.
Нас же интересует последний пункт. Мы уже выяснили, что digital-бренды представляют собой в большинстве своём нематериальную часть. С помощью брендинга мы опять продаём «воздух», только теперь дороже.
Давайте теперь рассмотрим примеры таких компаний, узнаем, с чего они начинались и как развивались в дальнейшем.
Apple
Была основана в 1976 году в Калифорнии Стивом Джобсом (тогда ему был 21 год) и Стивом Возняком (26 лет). В 70-ые годы они вдвоём стали собирать первые персональные компьютеры. Продав несколько десятков таковых, они получили финансирование и основали свою компанию. Теперь оборот компании в 2010 году составил $65,23 млрд.
Google появился в марте 1996 года как научный проект Ларри Пейджа и Сергея Брина (обоим было по 23 года). Студенты Стэнфордского университета работали над проектом цифровой библиотеки своего ВУЗа. Ларри, в поисках темы для диссертации, стал интересоваться изучением математических свойств Web.
Вскоре к нему присоединился и Сергей. Свои первые деньги на проект молодые студенты получили в августе 1998 года от Энди Бехтольштейма, одного из основателей компании «Sun». Эта сумма составляла $100,000. Сейчас же годовой оборот компании составляет более $169,88 млрд.
Microsoft
История компании берёт начало в 1975 году. Друзья-студенты из Гарварда Пол Аллен и Билл Гейтс (в то время им было по 22 и 19 лет соответственно) прочитали статью в журнале о новом компьютере Altair 8800 и позже написали для него интерпретатор языка Basic.
В этом же году Билл предложил Аллену название компании — «MICROcomputer SOFTware» (программное обеспечение для микрокомпьютеров). В свой первый год работы компания получила оборот в $16,005 тыс. В 2010 году оборот уже составляет $62,484 млрд.
Эта крупнейшая на данный момент социальная сеть была основана не так давно, всего лишь в 2004 году. Её создателю — Марку Цукербергу — было всего 20 лет. Исходный код сети Марк написал самостоятельно. Уже в июне того же года, «Facebook» получает первые инвестиции от компании PayPal. В 2011 году оборот компании составлял $5,0 млрд
ВКонтакте
Но ведь не только в Америке появляются могущественные Digital-бренды. В России одним из таких примеров является социальная сеть «ВКонтакте», созданная Павлом Дуровым (тогда ему было 22 года). Начало работы сайта состоялось в 2006 году. На раннем этапе отхватив себе в пользователи лишь студентов, сейчас ежедневная аудитория составляет 38 млн. человек, а оборот за 2011 год составил $152 млн.
Вы ничего не заметили? Все вышеуказанные компании были основаны молодыми людьми в возрасте до 23 лет (кроме Стива Возняка). Вот, где digital действительно расправляет крылья. Будучи довольно молодыми, эти люди смогли создать могущественные бренды, ведь брендинг проявляется повсюду, и, конечно, он не прошел мимо такой важной сферы современной жизни, как интернет.
Автор статьи: Дмитрий Самойленко