День, когда прокат остановился
2012. Послезавтра день, когда загрязненная людьми Земля остановилась, Луна разрушилась из-за огромного астероида, упавшего на планету после ядерной бомбардировки, вызвавшей ураганы, землетрясения и цунами, что привело к Ледниковому периоду. Вдруг на Землю прилетели инопланетяне, однако последним выжившим людям, начавшим искать друзей на конец света, но все-таки купившим билет на ковчег в провинции Сычуань, повезло. Внезапно появившийся крепкий и остроумный Брюс Уиллис ценой собственной жизни спас мир от захватчиков, а новый супермен, скрывающийся за маской ботаника, восстановил экологию Драконовых Гор в Африке, и, мастерски управляя самолетом Антонов-500, перевез людей на новое место жительство и понял, что он — Легенда!
Если ты смотрел хотя бы один из нашумевших суперблокбастеров, то понимаешь меня. Именно так выглядит Конец света, если собрать все воедино и отбросить лишнее. Неважно, как сценарист видит апокалипсис, насколько больная фантазия у режиссера, главное — люди верят в любой сценарий будущего, продолжают смотреть фильмы, читать книги и записывать в отдельную тетрадь руководство по спасению.
Произведений искусства, посвященных неизбежному, становится все больше, а вместе с этим увеличиваются затраты на создание и продвижение своего детища. Мир движется вперед, показывать нужно все самое лучшее: автомобили — сверхдорогие, самолеты — сверхмощные, а небоскребы — самые высокие.
Не стоит забывать и о культурном достоянии — Статуе Свободы, например. Ты не замечал, что в каждом фильме-катастрофе больше всего достается ей? Без сверхспецэффектов не обойтись. Таким тернистым путем и складывается список затрат. О нем мы и поговорим.
Содержание
2012. Послезавтра
Знаешь ли ты, что такое ARG? Возможно испытали на себе? О подобном мы писали в номере, посвященному кино. Если же ты его не читал, то я объясню. ARG (Alternate reality game) — игра в альтернативной реальности, смысл которой заключается в вовлечении потребителей в action: либо человек совершает прямые действия (взмахи рук, движения), либо наблюдает за происходящим со стороны.
Для продвижения фильма «2012» использовали такой приём интерактивного маркетинга. В кинотеатрах был запущен тизерный ролик, в котором цунами обрушивалось на Гималаи. Помимо этого в сети был создан сайт «Института продолжения человеческого рода» (IHC). По легенде организация была создана в 1978 году и предназначена для спасения человечества в судный день.
Публикации на сайте сообщали, что в 2004 году ученые из IHC подтвердили с вероятностью 94% конец света в декабре 2012 года. На ресурсе можно было зарегистрироваться в лотерее, обещающей всему человечеству равные шансы на выживание. Ее рекламировали даже на канале Discovery.
Резонанс был большим. Чаты, форумы, социальные сети обсуждали предстоящую катастрофу. Американское космическое агентство было завалено письмами. Взбудораженную публику все-таки удалось успокоить официальными обращениями. Успех фильма был колоссальным, а сборы составили $769,679,473 при бюджете $200 млн.
Пара слов о реальности. Сразу после выхода фильма в прокат, в Китае начали продавать билеты на спасательные ковчеги. Одно место — 1 миллион евро. Находчивые продавцы настолько убедили людей, что билетов было куплено немало. В России же еще интересней. Согласно легенде существует отечественный аналог — бункер на Алтае, и пускают туда поодиночке: без мужей, жен, детей.
В социальных сетях существуют целые группы, предлагающие VIP-убежища. За регистрацию на сайте берут 500 рублей, а далее — тишина. Вот такой резонанс после фильма с достаточно однообразным сюжетом и прекрасными спецэффектами.
Фильм «Послезавтра» схож с «2012». Высшая ценность — человек, человек разумный, человек, открывающий в себе новые способности, человек, готовый на все ради спасения. Успех фильма был достигнут благодаря новизне темы на тот момент. Достаточно известный пример рекламы самого фильма — билборд, помещенный в воду.
Сейчас он считается одним из самых креативных решений в наружной рекламе по мнению www.adme.ru, и, например, такие как я, посмотрели его только после этой картинки, блуждающей по просторам интернета спустя много лет после выхода в прокат. Сборы составили $542, 771, 772 при бюджете $175 млн, из которых на продвижение было потрачено $50 млн.
WALL-E
А почему бы и нет? Мне кажется, что конец света, показанный в картине, а точнее то, что осталось на Земле после его прихода, — реальная ситуация, которая имеет место быть. Загрязненная планета, люди, которые только пьют, едят, смотрят телевизор и не замечают никого вокруг — вот реальный конец, то, к чему мы и движемся. Рассмотрим продвижение мультфильма детально.
PIXAR провел вирусную кампанию, создав сайт вымышленной корпорации «Buy n Large», «выпускающей» товары, которые в обычном магазине не найдешь. Во-первых, аналоги робота Валли, способные качать малыша в кроватке или же убираться. Во-вторых, довольно странные, но веселые вещи, например таблетки, способные создать эйфорию, возникающую у потребителя, когда тот покупает безделушки в магазине.
В разделе «образование» располагалась информация о том, что появились учителя-боты, которые не сбегут из школ из-за низких зарплат и могут преподавать обычные предметы, а в рубрике «здоровье» рассказывалось о разработке нового аппарата, который может восстановить функции печени за 6 минут без операций!
Конечно, в интернет-магазине нельзя купить робота, но майку и кепку с логотипом компании — легко. После выхода мультфильма появилось множество игр для PS2, Xbox 360, PS3, PSP и даже Java; было отснято 14 короткометражных мультиков (посмотреть тут) и даже выпущены игрушки. При бюджете в $180 млн сборы картины составили $521, 268, 000
Метро 2033
Осталось немного поговорить о книгах. Одна из самых популярных, да еще и российская — МЕТРО 2033. Судя по отзывам и рецензиям, можно сказать следующее: родилась целая субкультура. Роман прочитало около 3 миллионов человек.
Меньше чем за три месяца тираж в 100 тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный 100-тысячный тираж, который был распродан менее чем за год, третий тираж составил 50 тысяч экземпляров и тоже был продан достаточно быстро. Роман был переведен на тридцать языков мира!
Желая срубить большой куш, издательство провозгласило о создании «Вселенной Метро 2033». В результате, книги разных авторов постапокалиптического содержания достраивали мир столичной подземки, рассказывая об очагах жизни не только в Москве, но и других городах и даже странах. А возникший ажиотаж вокруг флагмана серии только помогал увеличению продаж «вселенной».
Чтобы изначально привлечь аудиторию одна из презентаций книги проходила в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров. Конечно же, желающих посетить такое место было предостаточно.
Для продолжения привлечения интереса в 2010 году на Винзаводе прошел День «Вселенной Метро 2033» для ценителей произведения, музыкантов и других писателей, интересующихся темой постапокалиптического мира. Встречи с автором, чтение отрывков из романа, презентация компьютерной игры — этот день потряс не только Россию, но и весь мир.
И снова приходится вернуться к фильмам, ведь эту книгу экранизировали, и в скором времени она выйдет на большой экран. Пока же любителям бестселлера можно насладиться трейлером.
Даты концов света похожи на расписания киносеансов: 2001, 2006, 2012. Так давайте оставаться оптимистами и надеяться, что фильмы и книги о катастрофах — просто фантазия режиссеров и писателей, а конец света останется в картинках на экране и на страницах книг. Ну не верю я всему, что говорят!
Автор статьи: Софья Завершинская