Бренд со вкусом олимпизма
Спорим, уважаемые читатели, вы не знаете, какой спортивный бренд самый дорогой и раскрученный в мире? Не стану томить, это Олимпийские Игры. И если мне кто-то скажет, что это не так, пусть первым метнет в меня копьем или молотом. В идеале, он может просто прочитать статью.
Вы, конечно, понимаете, что «олимпийское звонкое эхо остается в стихах и сердцах» не случайно. Здесь замешаны великие властители дум и кошельков — брендбилдеры. Они заботятся о том, чтобы сформировать некий интернациональный образ, привлекательный не только для граждан страны-организатора, но и для «заморских гостей».
Было бы наивно полагать, что 200 государств мира собираются вокруг одного, не преследуя коммерческие и политические цели. Как это ни прискорбно, но даже у такого, на первый взгляд, бескорыстного события, есть алчная сторона.
Назвался брендом — держи марку
Величать себя «брендом» имеет право лишь продукт с сильным инсайтом. Олимпийские Игры оправданно носят это гордое звание, так как обнародуют мощную идею. В основе философии олимпизма лежит стремление к балансу тела, воли и разума.
Радость от труда, престиж нравственных идеалов, примеры для подражания детей — вот «цепляющие» моменты главного спортивного бренда. Но со времен античности отклонилась не только земная ось, но и ось общественного сознания. Новые моральные ориентиры внесли свою лепту в формирование сегодняшней олимпийской идеи.
В XXI веке лозунг «Быстрее, выше, сильнее!» означает еще и гонку инноваций. Программа игр должна отражать общественный прогресс, достижения информационной цивилизации и следовать олимпийской традиции. Именно поэтому стилизация главных атрибутов Олимпиады в обязательном порядке согласуется с МОК. А он-то следить будет строго за всем происходящим! Ведь Олимпийские Игры — это лакомый кусочек для многих.
«Олимпийский эффект»
И вот мы подкрались к самому вкусному моменту — выгодам. Начнем с государственных масштабов. Существует такое понятие как «олимпийский эффект». Это положительное влияние Олимпийских Игр на экономику государства, а «едят его» с притоком иностранных инвестиций, развитием инфраструктуры и туризма.
Исследования калифорнийских специалистов показали, что приолимпийский период характеризуется ростом ВВП, увеличением объемов внешней торговли, а также снижением уровня инфляции и безработицы. Дабы вы не обвинили экспертов и меня вместе с ними в голословности, приведу такой пример: Олимпийские Игры-2008 принесли Пекину 1,14% валового дохода, что составило 0,4% от общего прироста.
Но, как говорится, за все в этой жизни приходится платить. Доля государственных вложений в проведение Олимпийских игр минимальна. Великие и могучие спонсоры с удовольствием раскошеливаются ради достойного будущего страны, которая сама за себя заплатить «не в состоянии». Приобщиться к международному шоу мечтает любая компания.Олимпийские символы добавят привлекательности любому бренду.
После Сиднейской Олимпиады продажи «Samsung» возросли на 44%, узнаваемость марки — на 5%, а общий доход составил $1,3 млрд. Притом, что потратила фирма всего $40 млн. За последние 10 лет спонсорство заметно подорожало. Сегодня право ассоциировать себя с олимпийскими кольцами в течение четырех лет обошлось компании «Visa» в $65 млн.
Не удивительно, что при таких внушительных цифрах находятся те, кто предпочитает безвозмездно «паразитировать» на событии. Агентство недвижимости «Элитный Сочи» предлагает нам: «Купи квартиру в Сочи — стань ближе к Олимпиаде!». Здесь и водка «Олимпийская» будет кстати. Интересно, знакомы ли вышеупомянутые компании с международным договором «Об охране олимпийского символа»?
Очень Сочно!
Коль речь зашла о «Сочи-2014», хотелось бы немного рассказать о продвижении грядущего события. Следует отметить, что образ Игр был представлен организаторами на год раньше «дедлайна». Этот «поспешный маневр» был предпринят для того, чтобы население успело за три года сродниться с брендом как следует. Бренд позиционируется как инновационные Олимпийские Игры. В нем выражается характер новой России, а также стремление к интеграции с мировой культурой. Отсюда элемент «ru» в логотипе — национальная доменная зона.
Визуальный облик XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр оформлен в стиле «patchwork». Креативное решение дизайнеров «BOSCO» отражает промыслы разных регионов России. Лоскутное одеяло, сотканное из 16 разных орнаментов, — символ богатства и плодородия русской традиции. Графический образ «Сочи-2014» обещает россиянам и зарубежным гостям весь спектр положительных эмоций и многогранность впечатлений.
Народное творчество было задействовано и при создании талисманов. Правда, здесь традиции отошли на второй план. Зойч, рожденный цифровым шрифтом логотипа и богатым воображением Егора Жгуна, оказался куда ближе россиянам, чем улыбчивые добрые зверята а-ля Олимпийский Мишка. Нетривиальный персонаж стал лучом света в царстве коррупции и «прокремлевщины». Жаба лихо обскакивала всех других претендентов на роль талисмана в интернет-голосовании.
Каково же было разочарование публики, когда выяснилось, что Зойч — всего лишь PR-кампания, заказанная Оргкомитетом «Сочи-2014». Зато вирусная акция удалась: на сегодняшний день ролик просмотрело более полумиллиона человек. На первое место народного любимца никто не пустил. Директор оргкомитета Дмитрий Чернышенко заявил, что мохнатая синяя жаба не может быть символом великой державы.
«Британская битва»
Более демократичный подход к стилизации Олимпийских Игр демонстрирует Великобритания. Одноглазые существа с эмблемами такси на головах нисколько не смутили лондонское правительство. Напротив, англичане увидели в двух металлических каплях Уэлноке и Мандевиле символ стойкости, мощи, единства нации, а также отсылку к строительству Великой Британии.
Не обошлось и без упоминания будущего. Дизайнеры брендингового агентства «Wolff Olins» утверждают, что при создании талисманов они ориентировались на детей. Подрастающее поколение не купилось на пушистых зверьков, а требовало настоящей истории. Юные британцы принимали непосредственное участие в создании героев. Так освещалась идея с малых лет приобщать детей к спорту.
А вот принцип «Игры для всех» должен был раскрыть логотип Олимпиады — «братская серия» психоделических символов в кислотных тонах. Довольно сомнительное представление о стандартном мышлении. Справился ли логотип с поставленной задачей, судить пока рано, но факт общественного недовольства остается фактом.
Однако в России нашелся человек, который по достоинству оценил его. Артемий Лебедев так прокомментировал увиденное: «Эмблема непозорна. Это большая редкость для такого старперского жанра, как олимпийская символика». Между тем, на разработку «непозорной эмблемы» было потрачено $600000. Хорошо, когда есть тот, кто платит.
До летних Олимпийских Игр осталось менее двух месяцев, а спонсорские пакеты на общую сумму в 2 миллиарда долларов были распроданы еще год назад. Совместно с компанией «Adidas» разработкой фирменного стиля британкой олимпийской сборной занималась Стелла Маккартни. А итальянские спортсмены будут бороться за победу в Лондоне в форме от Джорджио Армани.
Даже знаменитые мира сего преклоняются перед Олимпийскими Играми. Идеи патриотизма и здорового образа жизни, подкрепленные материально, могут принести хорошие плоды. Это еще раз подтверждает тот факт, что грамотное позиционирование и щедрость — залог популярности любого бренда.
Автор статьи: Яна Кованько