Анна Деноткина: «У нас много функций, но не очень большой штат»
Сегодня в гостях у СТАРТWrite начальник отдела методологии законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, Анна Деноткина.
Анна, добрый день. Расскажите, насколько велик объем работы и с какими трудностями приходится сталкиваться в работе образцово-показательного стража справедливой конкуренции?
Объем работы ФАС России несомненно велик, особенно учитывая факт малочисленности сотрудников этого государственного органа. У нас много функций, но не очень большой штат. Основными направлениями деятельности ФАС России является развитие добросовестной конкуренции на рынках товаров и услуг и пресечение действий хозяйствующих субъектов, а также государственных органов, способных привести к ограничению конкуренции.
Как происходит взаимодействие ФАС с рекламной индустрией? Иными словами, «что делает служба» с рекламой?
На ФАС России возложена функция по осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Эта функция реализуется путем проведения проверок распространяемой рекламы на предмет соответствия нормам Федерального закона «О рекламе» и привлечения к ответственности лиц, нарушающих установленные Законом требования.
Кроме того ФАС России ведется активная разъяснительная работа по применению положений ФЗ «О рекламе», с частью разъяснений вы можете ознакомиться на официальном сайте ФАС России.
Очевидно, что реклама — не единственная форма проявления конкурентной борьбы. В чем особенности регулирования именно этой области?
Особенность регулирования этой отрасли состоит, пожалуй, в том, что реклама является крайне сложным многокомпонентным и творческим продуктом, чьи рамки определить четко бывает довольно трудно.
Насколько эффективны на Ваш взгляд запреты, наложенные на рекламу в последнее время? Какие цели они преследуют?
В зависимости от того о каких ограничениях идет речь, можно выявить цели, которые они преследуют. Думаю, не нужно объяснять какие цели преследует запрет на распространение недобросовестной и недостоверной рекламы или запрет на использование в рекламе бранных слов, оскорбительных и непристойных образов в отношении пола, расы, национальности и пр.
Если же говорить о последних изменениях, внесенных в ФЗ «О рекламе», направленных на ужесточение требований к рекламе алкогольной продукции, то данные ограничения, несомненно, связаны с необходимостью уменьшения потребления населением алкогольной продукции, а также на снижение интереса к данным товарам детей и молодежи.
Переходя на частности: как Вам кажется, запрет на продажу спиртного в ночное время или запрет на рекламу алкоголя — какие меры правильнее в борьбе за здоровье россиян?
Я полагаю, что если ты хочешь добиться результата, необходимо действовать комплексно. И, в данном случае, законодатель, преследуя цель уменьшения потребления алкогольной продукции населением, избрал именно этот комплексный метод и решил «наступать по всем фронтам». Будем надеяться, что через некоторое время результат нас приятно удивит.
Если случится так, что нас — молодых рекламистов, вдруг, незаконно вытесняют с рынка, то каков порядок обращения в ФАС?
Заявление возможно направить в антимонопольный орган посредством почтового отправления, электронной почты, заполнения формы обратной связи на сайте антимонопольного органа, можно принести заявление лично. В заявлении необходимо указать от кого оно поступило, изложить факты, которые, по Вашему мнению, могут свидетельствовать о нарушении законодательства участниками рынка, а также, в случае наличия, приложить документы, свидетельствующие о нарушении.
Наконец, мы бы попросили Вас дать несколько напутственных слов молодому поколению российской рекламы.
Я желаю вам творчества, вдохновения, новых идей и решений, и пусть та реклама, которую вы делаете, вызывает положительные эмоции у потребителей рекламы и не вызывает интерес у антимонопольных органов. Удачи Вам!
В соавторстве с Софией Завершинской
Автор статьи: Максим Горноженко