Нате Маяковского!

57457387Когда речь заходит о советской рекламе, обыватель по привычке роняет с уст фамилию Маяковского. Специалисты по коммуникациям с умным видом добавляют, что он был копирайтером. Совсем продвинутые вскользь упоминают о креативной паре Маяковский-Родченко. Этих обрывков знаний вполне достаточно для тех, кто просто хочет быть в теме.

Скорее всего, таковые покинули нас еще на предыдущих строчках. Значит, они нескоро узнают о том, что Маяковский, на самом деле, не был копирайтером, и называть его креатором, аккаунтом и медиапланером куда справедливее. Но мне бы хотелось, чтобы читатель воспринимал эту персону не просто как поэта или прарекламиста, а как человека, который искренне болел за свою Родину. Ведь именно патриотизм толкал его на вербальные и невербальные «подвиги». 16-летний Маяковский, сидя в Бутырской тюрьме в одиночке, твердо решил направить свою деятельность во благо общественности. С тех пор все, что выходило из-под его пера, имело социальный подтекст.

Рекламист-романтик

Маяковский стремился всеми силами помочь «России-подростку» справиться с ее «комплексами». Он прославлял товары с целью повысить авторитет советского производителя, сплотить русский народ, тем самым — укрепить государственный строй. Рекламное сообщение было для Маяковского одним из способов общения с населением, где во главе угла стояли дидактические и просветительские цели. Пропагандируя отечественную продукцию, истинный футурист «рекламировал» новое советское будущее. Желая изменить ментальность русского человека, Маяковский виртуозно совмещал в своих лозунгах товарную, политическую и социальную агитацию. Экспрессивная натура он все делал страстно и самоотверженно. Если рекламировать – то так «чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть»!

160

Самое главное, Маяковский верил в силу воздействия рекламы и призывал относиться к ней по-западному. От всей души советую прочитать его статью «Агитация и реклама» и проанализировать, что у нас изменилось за 90 лет.

Креативная правда

Одно поменялось точно – миссия рекламы. Где это видано, чтобы копирайтер при написании продающих текстов руководствовался общественным интересом? Даже если слоган от первой до последней буквы пропитан альтруизмом, инстинктивно мы понимаем что нам просто хотят что-то изящно «впарить» и получить прибыль. Поэтому нужно убеждать и аргументировать, а не развлекать и одухотворять. Тут не до «поэзии высокой квалификации»! Более того, современные специалисты в один голос заявляют, что авторский стиль не допустим в рекламе. Маяковский же был убежден, что к этой «буржуазной штучке» нужен исключительно творческий подход, поэтому всегда оставался верен своему поэтическому почерку. В таком случае можно ли назвать его копирайтером? Пусть этот вопрос останется открытым, чтобы ты, многоуважаемый читатель, сделал собственные выводы. Лично я разделяю мнение меньшинства и отвечаю на него отрицательно. И дело здесь не только в «окультуривании» коммерческих текстов.

sssr2

Про рекламное праагентство

Говорить о том, что Маяковский был «чистым» копирайтером – все равно, что ограничивать этим статусом Огилви или Хопкинса. Его вклад в систему продвижения отечественного производителя выходит далеко за пределы пропагандистских лозунгов. Сегодня российский рынок коммуникаций буквально ломится от узкоспециализированных услуг. В антикварных 20-х годах «агентство полного цикла» состояло из двух человек.

Творческий дуэт «Реклам-конструктор», в составе поэта Владимира Маяковского и художника Александра Родченко, тянул на себе всю рекламу Советского Союза, успевая при этом завоевывать награды (например, за рекламу сосок от «Резинотреста» на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в 1925г в Париже). Результата двух лет совместной работы хватило даже на мировую историю. Возможно, причина успеха в том, что поэт и художник говорили на одном рекламном языке: лаконично, конструктивно, броско.

rodm1

В тандеме царила теплая и дружественная атмосфера (см. иллюстрацию ниже), но обязанности распределялись неравномерно. Родченко был в ответе только за визуальную часть. Именно он упростил печатную рекламу фотографией. К слову, среди первых фотомоделей была Лиля Брик. И по сей день она выкрикивает слово «Книги» с плаката «Ленгиз».

Alexander-Rodchenko-Books

Оставшиеся роли в «агентстве» играл Маяковский. В качестве аккаунта он обсуждал с клиентами техническое задание, затем перевоплощался в креатора и разрабатывал общую рекламную концепцию, а напоследок, как медиапланер, выбирал наиболее эффективные средства (расклейка на столбах и заборах, агитационные листовки, пресса). Маяковского можно было бы назвать еще и юристом — он впервые в рекламной практике завел речь о необходимости официального оформления договора авторского заказа. Но идиллию нарушает недобросовестность некоторых его слоганов («Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер» или «Нигде, кроме как в Моссельпроме).

А по-другому было никак нельзя. Ведь на повестке каждого нэповского дня стоял вопрос повышения авторитета и узнаваемости советского производителя. Кому, как ни поэту «площадей и улиц» доверить агитационное общение с массами. Этот харизматичный, громкий и яркий индивид являл собой настоящий бренд. У него был свой фирменный цвет, неповторимый поэтический почерк и стихотворная форма. Новатор и созидатель, он, конечно же, имел завистников. Некоторые поговаривали, что легендарная «лесенка» всего-навсего попытка максимизировать количество строк в произведении и получить большую прибыль (в то время оплата происходила построчно). Кому понравится тот факт, что твой коллега по цеху изобрел нечто гениальное, что другим не дано даже освоить. Маяковский почти с математической точностью обтесывал тексты так, чтобы оставалось только «мясо». По мнению М.Веллера, «вещь тем совершеннее, чем больше в ней информации на единицу объема». Это то, что умел Маяковский, и то, к чему нужно стремиться каждому копирайтеру.

Некоторые специалисты связывают успех советской рекламы именно с незаурядной личностью и талантом известного «прарекламиста». Люди относились к нему по-разному, но не заметить его было невозможно. А рекламе того и надо! Поэтому за «красным словцом» Маяковского выстраивалась очередь из крупных предприятий торговли таких, как Моссельпром, ГУМ, Резинотрест, Мосполиграфия, Ленгиз и проч. Это красивая история о том, как на популярности брендов отражалась харизма их создателя.

Я сам!

Размышляя над тем, в какой форме подать биографию Маяковского, я решила, что эго-футурист, требовательно относившийся к миру, должен рассказать о себе сам то, что хочет и как хочет. Дадим же ему слово.

«Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнения мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае, не раньше). Родина — село Багдади, Кутаисская губерния, Грузия.

Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую. Снижаются горы к северу. На севере разрыв. Мечталось — это Россия. Тянуло туда невероятнейше. Учение. Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мне ж всегда давали и я всегда давал без счета.

Гимназия. Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жуля Верна. Вообще фантастическое.

906-й год. Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было.

Первое полустихотворение. Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Бурлючье чудачество. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня, отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение».

Зима. Отвращение и ненависть к войне. «Ах, закройте, закройте глаза газет».

23-й год. Организуем «Леф». Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная — реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации.

1928-й год. Многие говорили: «Ваша автобиография не очень серьезна». Правильно. Я еще не заакадемичился и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело мое меня интересует, только если это весело».

«В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил…Счастливо оставаться» (1930г.)

Маяковский. До последней точки. И по сей день версии его самоубийства, психологическое и душевное состояние Маяковского бередят и выворачивают наизнанку. Он «кричал» о высоком и «выкрикивал» о житейском. Громкая личность, громкая жизнь, громкая смерть.

sad

Вам также понравится...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *